Уведомления
Очистить все

Воспоминания о военной поре  

  RSS

(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 7 лет назад
Сообщения: 1812
11/06/2017 12:17 дп  


Цитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 7 лет назад
Сообщения: 1812
17/09/2017 8:51 пп  

Чернядьев Иван Петрович

Как мосты, переправы строить? Когда мы прибыли на передовую в район города Яхрома 27.11. ... так ... 28 мы прибыли. 27 мы в Костино были. Целую ночь мы пробыли на поляне в лесу – орешник растёт, ну, еловый лес такой, - а утром стали получать завтрак. Только получили его, и вдруг батарея «Катюш» подошла, дали залп. И эти огненные снаряды полетели через нас, а мы ещё необстрелянные были. Некоторые котелки побросали с супом.

(смеётся)

Укрываться ... А оказывается что? Немцы перешли через канал. Через канал был мост – они на мосту сняли наших часовых. А снял часовых известный немецкий разведчик Скорцени, может слышали про такого? Который освобождал Муссолини в своё время. И вот переправились уже танки через канал. И в этот момент наша 50-ая стрелковая бригада подоспела. «Катюши» дали залп по немцам перешедшим через канал, а потом наши пехотинцы из бригады их сбросили за канал. И мост взорвали 29.11.

А уже в это время готовилось наступление, и мы это чувствовали. Нам дали задание построить переправу через канал Москва – Волга. Моста не было, а нужно переправлять танки, машины, «Катюши» - всё туда. Вода была в канале спущена, был только небольшой слой льда, и воды под ним может сантиметров 50 – 60. На этот лёд мы сделали бревенчатый настил, чтобы танки не проваливались и машины. А берег был бетонированный противоположный западный, и нам пришлось этот весь берег взрывать.

Сначала делали небольшие заряды, чтобы пробить бетон; потому что ни киркой, ни ломом - ничем его не взять. Пробивали сначала небольшие лунки, потом заряды увеличивали, увеличивали, а потом уже даже килограммов по 25 заряды закладывали тола в ящиках. Весь этот бетон и землю спускали на настил в канал, чтобы меньше был подъём для машин. Угол подъёма.

5.12. эту переправу построили, и стали пропускать машины. Пехота перешла в наступление на город Яхрому – погибло, конечно, пехотинцев очень много. Потому что после канала перед Яхромой было открытое поле, и его надо было преодолеть, чтобы дальше продвигаться. Когда мы строили переправу, то на противоположном берегу останавливались в деревне Семёшки, за обедом ходили. Эта деревня вся простреливалась немцами; приходилось перебежками проходить туда, где нужно строить переправу.

А там овраг был большой, через него проходила железная дорога вдоль канала. Мы под этим мостом даже прятались, когда миномётный обстрел был. Однажды некоторые уже получили обед, пошли – за деревней кухня была. Я почему-то задержался на переправе, пришёл последним, взял котелок, пошёл получать суп. Только вышел из этого дома, начался миномётный обстрел. Я под крыльцо спрятался у дома, посидел. Когда прекратился обстрел, пошёл, получил суп. Возвращаюсь – в этот дом попал то ли снаряд, то ли тяжёлая мина. И одного нашего сапёра – наповал, в сердце сразу попало.

(показывает на груди место попадания)

Осколок, и его убило. А других как-то никого не ранило, ничего. Один сидел в углу под иконой – так весь угол был изрешечён осколками, а его даже ни одним осколком не затронуло. Так мы потом всё смеялись: «Святой человек»!

А. Б.: А он сам что про это говорил? Он считал, что его икона спасла?

И. П. Ч.: Да не думали, просто смеялись над ним.

А. Б.: Всерьёз это не восприняли?

И. П. Ч.: Нет, просто «Святой человек» говорили. И главное всё кругом изрешечено было, его не тронуло. Это был первый убитый в нашей роте, первый погибший наш сапёр. За деревней похоронили – так, могилку не глубокую закопали, потому что земля была промёрзшая такая. Копать было трудно, и никакого там ни креста, ничего не поставили.

После нашего моста подъём был крутой, градусов 30 – 40 наверное, и машины буксовали. Мы помогали этим машинам взбираться в гору. «Катюши» пропускали, но к ним никого не подпускали. Мы могли подходить, и тут мы высмотрели, что они представляли из себя. Там ничего интересного не было – рамы из двутавровых балок, и всё.

(усмехаясь)

8 балок. Пропустили танки, и мы от пехоты отстали, пошли дальше догонять пехоту. Шли мы через Рогачёво, мимо Клина прошли, дошли до Волоколамска. В Волоколамске масса солдат, скопление – латвийская дивизия была. И причём интересно – все латыши были с этими фонариками-скрипачами.

(сжимает рукой воображаемую ручку генератора)

У всех солдат были в этой дивизии. Прошли дальше за Волоколамск, а там была наша линия обороны. Когда наши отступали, её построили, готовились – немцы могут подойти к Москве. Там были ДОТы построены на этой линии. Немцы на этой линии закрепились, ДОТы заняли, и мы ничего не могли продолжительное время сделать. Наших 10 человек сапёров послали подрывать этот ДОТ, и все погибли, всё отделение.

https://iremember.ru/memoirs/saperi/chernyadev-ivan-petrovich/


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 7 лет назад
Сообщения: 1812
17/09/2017 9:00 пп  

Про Скорцени это байка. Хотя он в это время реально воевал под Москвой в составе дивизии СС "Рейх", которая действовала под Истрой. 


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 7 лет назад
Сообщения: 1812
06/03/2024 9:41 пп  

Если не ошибаюсь, то это первые известные на сегодняшний день воспоминания сотрудника КБ  Четверикова И.В.

https://taganrog-avia.ru/books/Albatross/Albatross_N58_Nov2020.pdf

https://taganrog-avia.ru/books/Albatross/Albatross_N59_Dec2020.pdf


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 7 лет назад
Сообщения: 1812
06/03/2024 10:06 пп  

Одна из многочисленных развилок дубненской истории. На этот раз весной 1942 года. 

"Встал опять вопрос о нашем переезде. Предлагали  нам два места – Баку или старое место в районе Московского моря. Наш главный конструктор
И.В. Четвериков стремился попасть в Баку, но перед окончательным решением он съездил туда и по каким-то соображениям раздумал и решил ехать на старое место".

 


ОтветитьЦитата
(@losharik)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 7 лет назад
Сообщения: 428
15/03/2024 2:12 пп  

Вот здесь - краткая информация о:

Заводе №30 /пос. Савелово Калининской обл./

Опытном заводе №30 /пос. Иваньково, г. Кимры Калининской обл./

КБ-30 гл. конструктора А.П. Голубкова при заводе №30 /пос. Иваньково/

ОКБ гл. конструктора И.В. Четверикова при заводе №30 /пос. Иваньково/

https://oboron-prom.ru/index.php?do=static&page=predpriyatiya-21-40&news_page=31


ОтветитьЦитата
Поделиться: