На основании распоряжения СНК СССР от 18 октября 1945 г. № 15173-р и приказа Наркомата электростанций СССР от 1 декабря 1945 г. № 338к создан Научно-исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (НИИПТ). До октября 1946 г. НИИПТ находился в поселке ПОДБЕРЕЗЬЕ КИМРСКОГО района Калининской области, с 20 октября переведен в Москву. Согласно решению СМ СССР от 1 декабря 1946 г. № 13328/р НИИПТ переводится в Ленинград. В Москве остался отдел экспериментальной линии передач, который в 1950 году реорганизован в Московское отделение института. В 1967 году создано отделение института в Донбассе на Михайловской подстанции электропередачи постоянного тока Волгоград-Донбасс. Институт находился в ведении: Наркомата электростанций СССР (1945-1946), Министерства электростанций СССР (1946-1953), Министерства электростанций и электропромышленности СССР (1953-1954), Министерства электростанций СССР (1954-1959), Главного энергетического управления при Госплане СССР (1959-1962), Министерства энергетики и электрификации СССР (1962-1975). Основные направления деятельности: исследования по передаче постоянным током высокого напряжения больших мощностей, а также изготовление и проверка опытных и промышленных образцов аппаратов, обеспечивающих эту передачу. В настоящее время – ОАО «Научно-исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения» (ОАО «НИИПТ»).
Документы хранятся:
Полное название архива:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга»
Фонд № Р-322 :
НИИ ПОСТОЯННОГО ТОКА ГЛАВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
Аннотация фонда:
Управленческая документация (УД) Приказы, распоряжения, постановления вышестоящих организаций. Положения об институте (1945, 1952). Приказы и распоряжения по институту. Протоколы и стенографические отчеты технических совещаний, заседаний научно-технического совета и его секций, производственно-хозяйственного актива. Тематические, координационные планы и отчеты по НИР. Технические программы и сметы НИР. Отчеты о деятельности института. Планы и отчеты внедрения НИР института и Московского отделения. Тезисы докладов и доклады на семинарах, конференциях, собраниях. Отзывы, заключения, аннотации и рецензии на отчеты по НИР. Списки членов НТС (1948-1950). Переписка института и лабораторий с организациями. Документы (отзывы, предложения, заключения) по рационализаторским предложениям и изобретениям. Договоры о творческом содружестве с учреждениями и предприятиями. Документы по научно-техническому сотрудничеству с Германией, Чехословакией и др. странами. Стенограммы лекций по темам НИР. Планы финансирования и сметы по капитальному строительству. Отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, по капитальному строительству. Материалы (постановления, распоряжения, приказы, акты, калькуляция и переписка) о переводе института из Москвы в Ленинград и передаче ему производственных и жилых помещений (1946-1948). Акты передачи в эксплуатацию корпусов и оборудования (1950). Материалы (планы, отчеты, статистические отчеты) по труду и заработной плате, по кадрам. Штатные расписания. Документы (протоколы, отчеты, соцобязательства) месткома. Научная документация (НД) Отчеты по тематике: исследования и разработка научно-технических решений для создания линий электропередач постоянного тока высокого напряжения и новых видов оборудования и устройств; разработка мощных полупроводниковых вентильных блоков высокого напряжения; исследования и разработки научно-технических решений по комплексу вопросов техники высоких напряжений для передач постоянного и переменного тока разных классов напряжения; исследования и разработки для создания Единой энергетической системы СССР. Представлены работы Д.Е. Артемьева, Д.Е. Кадомского, Е.В. Калинина, С.Д. Мерхалева, А.С. Перельмана, Е.А. Соломоника, акад. Н.Н. Тиходеева и других видных специалистов.
УДК 621.311 (091)
Л. А. Кощеев
История НИИПТ – НТЦ ЕЭС: 1945–2015
Представлен краткий исторический очерк развития НИИПТ – НТЦ ЕЭС 1945–2015 гг.
После окончания Великой Отечественной войны перед страной встала проблема восстановления хозяйства, разрушенного в ходе военных действий. Одновременно были поставлены задачи по модернизации и созданию новых отраслей промышленно- сти и внедрению новых технических решений в различных областях науки и техники. В электроэнергетике в этой связи наряду с созданием крупнейших электростанций, объединением энергосистем, освоением новых классов напряжения линий электро- передачи предлагалось создать передачи постоянного тока (ППТ) для транспорта больших объемов электроэнергии на дальние расстояния. Следует отметить, что еще на первых этапах проектирования энергосистемы СССР в начале 30-х годов высказывалась идея об использовании ППТ для передачи электро- энергии на дальние расстояния и связи между секциями единой высоковольтной сети [1]. Эти новаторские идеи получили мировое признание и в последующем были развиты и использованы при создании крупнейших энергообъединений Северной Америки, Европы, Китая, Индии, Бразилии. Из немецких публикаций военного времени было известно, что в Германии велись работы по созданию мощных ППТ, которые предполагалось использовать для передачи в Германию электроэнергии от крупных гидростанций на Днепре и Волге, сооружение которых планировалось в СССР до войны. В качестве пилотного проекта программы создания будущих сверхдальних и сверхмощных ППТ в Германии во время войны сооружалась опытно-промышленная воздушно-кабельная ППТ Эльба – Берлин. ППТ Эльба – Берлин не была введена в эксплуатацию, и оборудование этой передачи было включено в объем репараций. С участием советских и немецких специалистов оборудование преобразовательных подстанций и кабель были демонтированы и перевезены в СССР, где были использованы при создании опытно-промышленной ППТ Кашира – Москва. Для творческого освоения этой техники и последующего проектирования мощных ППТ решением Правительства СССР в октябре 1945 года был создан Институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (НИИПТ). В создании и становлении института участвовали многие выдающиеся руководители и ученые того времени – Д. Г. Жимерин, И. И. Угорец, А. Н. Некрасов, А. А. Горев, М. А. Шателен, М. П. Костенко, М. А. Заславский и др. НИИПТ быстро – для послевоенного времени − преодолел организационные, кадровые и бытовые трудности периода становления. В первой половине 50-х годов сформировались основные научные подразделения института, претерпевшие в даль- нейшем ряд структурных преобразований (см. рис. 1 и Приложение). История НИИПТ – НТЦ ЕЭС: 1945–2015 7 Ядро коллектива института составили пришедшие из эксплуатационных, проект- ных, учебных, научных организаций специалисты различных направлений (Н. Н. Ще- дрин, Л. А. Сена, Н. А. Воскресенский, С. Г. Ветчинин, А. В. Поссе, А. М. Рей- дер, П. П. Острый, И. Н. Шапошников и др.) и молодые энтузиасты (В. И. Емельянов, В. А. Иванченко, Е. М. Берлин, Е. А. Марченко, Д. Е. Кадомский, А. К. Манн, С. С. Шур, А. В. Корсунцев и др.). С первых дней своего создания институт приступил к планомерной работе по созданию ППТ Кашира – Москва, а также теоретическому обоснованию и экспери- ментальной проверке основных технических решений в области преобразовательной и высоковольтной техники ППТ. Благодаря этим работам уже в 1950 г. была вклю- чена в эксплуатацию первая в мире опытно-промышленная ППТ Кашира – Москва. В первой половине 50-х годов с использованием опыта, полученного в ходе создания и освоения ППТ Кашира – Москва, были сформулированы основные теоретические положения и разработаны принципы проектирования будущих мощных ППТ.
http://www.cigre.ru/research_commitets/ik_rus/b4_rus/publications/1_Кощеев.pdf
Если бы НИИПТ не турнули из Подберезья, то вместо линии Кашира - Москва была бы построена линия Иваньково - Москва. Трофейных немцев было бы поменьше.
"Историю своего существования НИИПТ начал с небольшой группы, имеющей в качестве первой цели создание и включение в опытно-промышленную эксплуатацию кабельной электропередачи постоянного тока (ППТ) Кашира – Москва (±100 кВ, 30 МВт, 120 км). Эта передача создавалась с использованием части оборудования недостроенной ППТ Эльба – Берлин и с консультациями немецких специалистов. Но в конечном счете передача была реализована в 1950 г. выросшими в ходе этой работы специалистами НИИПТ В. И. Емельяновым, М. Г. Шехтманом, И. Н. Шапошниковым, А. М. Рейдером, Б. С. Мелик-Саркисовым, В. П. Пименовым, Л. А. Вахрамеевым и другими под руководством и при непосредственном участии первого директора НИИПТ А. М. Некрасова, и это была первая в мире промышленная ППТ. Вторая в мире ППТ (100 кВ, 20 МВт, 100 км) на остров Готланд в Швеции была пущена в 1954 г".
Сколько же вариантов альтернативной истории для Дубны, просто удивительно!
Из интернета пока не получается понять, кто же был директором НИИПТа в период его менее чем годового нахождения в Подберезье. В приведённой выше публикации говорится, что им был А.М. Некрасов (инициалы расшифровать не получается). В Википедии проскальзывает информация, что это Угорец Израиль Иосифович.
http://cyclowiki.org/wiki/Израиль_Иосифович_Угорец
Воспоминания наркома (ставшего им в 35 лет) Жимерина Дмитрия Георгиевича, чьё имя также связывают со становлением НИИПТ, повествуют только о военном периоде. Правда это только то, что доступно в интернете. Жимерин был достаточно плодовит как автор и возможно в каких-то его работах и проскальзывает информация о подберезском эпизоде.
https://www.ruscable.ru/article/Zhimerin-sozdannoe_nami_vragu_ne_dostanetsya/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Жимерин,_Дмитрий_Георгиевич
Отлично, Леонид!
М-м-м! Вот реально неожиданный поворот. Я, исходя из упоминания в документах 1946 года Наркомата Электростанций, представлял себе некое Гидротехническое или Тепловое НИИ в плане работ по генерации энергии. А по факту значит - Институт линий электропередач?
Выгнали электриков в Москву и тут же отфутболили в Питер. Вот судьба-то!
Тут сам напрашивается вопрос: а почему вообще в начале 1946г. начали передавать площади на промплощадке секретного авиазавода совершенно неродственному предприятию из другого наркомата? Выходит, что чуть было не накрылся авиазавод №458 после войны? Опять чья-то мощная рука в верхах защитила? Выгнала электриков, прислала новую тему и немцев?
Опять Туполев?
Не думаю, что руководитель одного из авиационных заводов, кем был на тот момент Туполев, мог что-то противопоставить наркому Жимерину. Тут, на мой взгляд, основную роль сыграл Василий Сталин, проявлявший большой интерес к тематике Рессинга. Известно, что он неоднократно посещал КБ Рессинга, как в Германии, так и потом у нас в Подберезье. В дубненских преданиях сохранились лишь его охотничьи похождения в местных лесах, да ещё скандал у туннеля. Но это всё взгляд на события глазами простых обывателей. А начальство, включая заместителя Рессинга Березняка, вряд ли после 1953 года горело желанием вдаваться в подробности о роли сына вождя в истории опытного завода №1.
Значит разделяем на два вопроса:
1) Почему вдруг передали чуть ли не половину промплощадей и жилфонда авиазавода в другой наркомат? Тут мало решения наркома. Получается, это мог сделать только сам Совнарком (после ликвидации ГКО).
Или это было изначально временное размещение для разработки какой-то важной экспериментальной ЛЭП от Иваньково?
2) Кто помешал такому развитию событий? Василий Сталин до 1947 года был в Германии в должности командира авиационного корпуса и маловероятно, что имел такую власть. Случайное стечение обстоятельств?
Изначальная тема, под которую собственно говоря и создавался завод на берегу большого водоёма, - гидросамолёты - во время войны угасла. Стало ясно, что довоенный энтузиазм, связанный с этим типом самолётов, сошёл на нет. Война выдвинула другие приоритеты. А ведь именно наличие водоёма было решающим моментом для авиазавода в тридцатые годы. Этот фактор перевесил даже отсутствие ж/д ветки на левый берег .
И вот после войны стало понятно, что есть промплощадка без ж/д, где развивать другое авиационное направление очень накладно. Тут ещё Горбунов утонул, на коллектив которого имелись какие-то виды в плане развития завода. Поэтому, предположу, что наркомат авиации не особенно противился тому, что у него решили забрать часть актива, с которым непонятно что делать.
Потом, когда резко свалилась тема с необходимостью вывоза в Союз яйцеголовых немцев, то эта отрезанность от мира левого берега будущей Дубны неожиданно из минуса превратилась в плюс. И отыграли назад, выгнав энергетиков.
Подберезские немцы неоднократно упоминают визиты Василия Сталина на завод. При этом имён других властных персон в их воспоминаниях не всплывает. Получается, что именно сын Сталина курировал их работу.
А давайте статью писать))
В Питере ни у кого, случайно, бабушка не живёт? Чтобы в архив заглянуть...
В питерский архив Гуча давно собирается, вот заодно бы и эту тему порыскала. Только далековата он теперь от западных рубежей.