Даже жены декабристов и те, в конечном итоге, вернулись в европейскую часть страны.
В Питере ещё находится военно-медицинский архив, где могут быть материалы по госпиталям, которые располагались на территории города. Сейчас, как я понимаю, мы имеем возможность изучать списки бойцоа, умерших от ран. Эти списки хранятся в архиве МО в Подольске. А вот вся документация должна быть в Питерском архиве.
Википедия о проекте "Эльба".
Русскоязычная версия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект_«Эльба»
Англоязычная
https://en.wikipedia.org/wiki/Elbe_Project
Подберезский период в обеих вариантах отсутствует.
Постепенно открываются новые подробности, связанные с работой на левом берегу будущей Дубны НИИПТ.
Фрагмент документа, где НИИПТ принимает у завода № 458 (бывшего завода №30) жилые помещения.
Речь идёт о доме, помеченном красной стрелкой.
А в сам момент взрыва бомбы никого там не поубивало? Вроде что-то по поводу этого взрыва было на форуме?
Она не сработала полностью. Взорвался только взрыватель, а основной заряд не сдетонировал. Но сейсмоудар был очень мощный. От встряски даже в удалённых на сотни метров домах повылетало и обвалилось. Среди обывателей ходили слухи, что если бы основной заряд сработал, то разрушило бы половину левого берега.
М-да! Любопытные напрашиваются выводы из этой короткой истории с расположением НИИПТ в Иваньково. Получается, что глубокое отставание в области реактивной авиации приводит в 1946 году к массовому завозу немецких авиаконструкторов в Иваньково и в посёлок Красная Глинка под Куйбышевым. В Иваньково эта тема вытесняет НИИПТ и проектируемую опытную линию постоянного тока от Иваньковской ГЭС в Москву, проектная мощность которой пока неизвестна. Но её приблизительно можно понять, поскольку мощность линии Кашира - Москва на том же трофейном кабеле была 30 Мвт. Значит собирались передавать в Москву практически ВСЮ мощность 28-мегаватной Иваньковской ГЭС (+ может быть ещё была жива Иваньковская ТЭС). Получается, отказ от этого проекта и привлёк летом 1946 года сюда синхрофазатрон и физиков-ядерщиков?
Первоначальное решение о строительстве СЦТ именно на Большой Волге принимается в августе 1946 года. И сразу понятно было, что СЦТ потребит больше половины энергии ГЭС. Так кто кого вытеснил? Атомщики выперли "постоянных энергетиков" и получается, навлекли в Дубну самолётчиков и ракетчиков? Или наоборот: немецкие авиаконструктора "привезли" нам ядерный наукоград?
Х-м, а ведь может быть бомба. Получается, дальнейшее ковыряние в этой теме может привести к совершенно новому взгляду на историю города. И загадка гибели Иваньковской ТЭС (,а в некоторых статьях того времени её называли ТЭЦ, то есть она ещё и тёплую воду для кого-то вырабатывала) может имень к этому отношение.
Нужны точные исходные, документально подтверждённые, даты:
1) Когда первый раз в документах НКАП упоминается о возможном размещении немцев в Иваньково?
2) Когда в рабочих документах Атомного проекта первый раз упоминается "район Иваньковской ГЭС" как место размещения для синхроциклотрона? Это сейчас установить по рассекреченным документам атомного проекта проще.
3) Понимаем уже сейчас, что "физики" на госуровне окончательно решают ехать в Иваньково 25 августа 1946 года, "электрики" начинают уже фактически "сматывать удочки" из Иваньково с 10 сентября 1946г. http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcategory=77&id=77&iditem=1811
В перспективе они в Иваньково малосовместимы. А вот роль в этом "немецких авиаторов" - вопрос.
17 апреля 1946 г. выходит Постановление Совнаркома Союза ССР, в котором НКАП обязывали в октябре 1946 г. перевезти в Советский Союз специалистов и рабочих для продолжения работ на вновь организуемых опытных заводах: № 1 - (Московское море), № 2 - (Куйбышев - Красная Глинка) и № 500 - (г. Тушино).
19 апреля 1946 г. Иваньковский завод № 458 переименован в Опытный завод № 1 по разработке и производству опытных реактивных самолетов. Через некоторое время завод передают в Особый отдел наркомата, в задачи которого входили вопросы, связанные с вывозом, изучением и использованием трофейного немецкого авиационного оборудования. Директором завода назначают генерал-майора Абрамова.
НИИПТ принял у завода №458 производственные и жилые помещения в январе 1946 года. Но из-за большого объёма восстановительных работ заселение специалистов института началось только в апреле-мае 1946 года.
P.S. Иваньковская ТЭС, почти наверняка, была уничтожена до 1943 года. Она работала на угле. Уголь доставляли по ж/д. В 1943 году ж/д разобрали. Если бы ТЭС в 1943 году работала, то вряд ли бы стали демонтировать дорогу.
Получается, что во всём виноваты немецкие авиаконструктора. Тогда Василия Сталина тоже можно записывать в ряды отцов нынешнего наукограда. Ибо только 5 июля 1946 года Спецкомитет при ГКО рассмотрел проект постановления СМ СССР "О строительстве мощного циклотрона". В пункте 1а поручил присмотреть площадку для СЦТ ("представить предложения о месте размещения строительства №833 в нескольких вариантах") и только 7 августа 1946 года рассмотрел представленные предложения и предварительно выбрав (с подачи бывшего строителя канала Москва-Волга, начальника Главпромстроя генерала Комаровского А.Н.) Иваньково, отправил на утверждение Сталину. НИИПТ наверное уже в это время начал паковать узлы. Если бы электромощности Иваньковской ГЭС были бы к августу зарезервированы за другим проектом, то неизвестно какой вариант размещения СЦТ победил бы.
Для совместного существования двух направлений - авиационного и электрического - остро не хватало жилых площадей. Возможно, изначально рассчитывали быстро решить эту проблему финскими домами, но дело пошло медленнее, чем предполагалось. Срок депортации немцев сдвигать на весну 1947 г. было нельзя по целому ряду причин. Поэтому выселили электриков.
В ставших доступными на сегодняшний день документах, причиной сворачивания работ называют выселение из переданных ранее помещений. О том, что мощности Иваньковской ГЭС решили перенаправить на другой проект, никаких упоминаний нет.
С другой строны, не исключена вероятность, что первопричина прекращения работ над проектом "Эльба" в Подберезье, всё-таки решение о размещении здесь циклотрона. Складывается впечатление, что работы свернули очень резко. Ещё 16.07.46 отдавались дежурные приказы и распоряжения, а потом всё оборвалось.
Конечно, июльско-августовская (1946 г.) развилка истории города интересна. Но не стоит забывать об апрельском (1946 г.) решении. Почему, зная, что здесь уже разворачиваются серьёзные работы по "Эльбе", тем не менее принимают решение по авиационным немцам?
Директор института - Угорец Израиль Иосифович.
http://cyclowiki.org/wiki/Израиль_Иосифович_Угорец
Научный руководитель - Круг Карл Адольфович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Круг,_Карл_Адольфович
Главный инженер - Некрасов Андрей Михайлович (1909 - 1982)
В пункте 1а поручил присмотреть площадку для СЦТ ("представить предложения о месте размещения строительства №833 в нескольких вариантах") и только 7 августа 1946 года рассмотрел представленные предложения и предварительно выбрав (с подачи бывшего строителя канала Москва-Волга, начальника Главпромстроя генерала Комаровского А.Н.) Иваньково, отправил на утверждение Сталину.
Интересно было бы узнать эти "несколько вариантов". Чем они не устроили, и чем, наоборот, привлек район Иваньково?
В любом случае, сам факт выбора из нескольких вариантов разбивает теорию, что строили на пустом месте. Получается, что Иваньковское "пустое место" оказалось лучше других мест.