"Баллада о деревне Иваньково" вошла в книгу Анатолия Аграновского "Рубеж надёжности", опубликованной в 1971 году.
Сейчас, наверное, автор назвал бы свою книгу "Откуда пошла есть Дубна" ))))
Текст бы вытащить из картинки.
Пропустил, через файнридер, только не редактировал.
ГДЕ ОНА, деревня Иваньково? Четверть века назад скрылась под волнами Московского моря. Ушла на дно. Иваньковцев переселили в густой-прегустой бор. Тогда много писали о них, потом, как водится; забыли. А что они нынче? Я разыскал деревню. Пожалуй что, вовремя разыскал. Еще полгода, год — и следов не найдешь ее... Слушайте.
Сколько веков деревне — никто не знает. Известно лишь, что она исстари связана с Кимрами. Иваньковцы — кимряки, а значит, сапожники: еще суворовских гренадеров обували они. Деревня, говорят старики, стояла кру' тоберёго, у самой Волги. Избы жались одна к одной, стояли впритык. Почему? Мало было земли, да и какая земля — болота, песок. Вот и приходилось, по выражению Салтыкова-Щедрина, «сапогом промышлять».
Край Пошехонской старины. Самое что ни на есть По- шехонье! Задумывались ли вы над тем, где оно бсть и что с ним сталось?.. Был здесь городок Корчева (Иваньково в Корчевском уезде). По Щедрину, это симвоЛ: всей дикости российской: «Какое может осуществиться в...Корчеве предприятие? Что в Корчеве родится? Морковь? — так и та потому только уродилась, что сеяли свеклу, а посеяли бы морковь — наверняка уродился бы хрен... Такая уж здесь сторона». А ведь лежит эта сторона между Москвой, Дмитровом, Угличем, Рыбинском. Вспомните: Иваньковская ГЭС, Угличская, Рыбинское водохранилище; Канал имени Москвы, атомная электростанция, синхрофазотрон. «Пошехонье»!
Что еще сказать о старом Иванькове? Все тут было, как в прочих местах. Князь Вяземский проиграл деревню в карты — избы, скотину, мужиков, баб, детей. После продавали их, дарили, лишали земли. И они жили, старились, умирали, время мерили от николы до покрова, и день был похож на день, и века не особо разнились. Как заметил некий праведник, в спящем, на дно ушедшем гра де Китеже: «Время кончилось. Вечный миг настал».
Снова М. Е. Салтыков-Щедрин:
«С недоумением спрашиваешь себя: как могли жить люди, не имея ни в настоящем, ни в будущем иных воспоминаний и перспектив, кроме мучительного бесправия, бесконечных терзаний поруганного и ниоткуда не за щищенного существования?—и, к удивлению, отвечаешь жили, однако же!»
В |
ЕЧЕРОМ мы отправились с бабкой Маврой в путь- дорогу. Ей понадобилось проведать куму, кума жила на улице Курчатова. А сама бабка — на улице Вавилова. Для нее конец не близкий. Я попросился в попутчики. Дорогой мы о многом успели поговорить.
. — Я что ни живу, удивляюсь. Восемьдесят один годнее удивляюсь... Больницу новую видел? Внутри такая красота! Нет, я что похйю, а что и похвалю... Меня врачи проверяли ДЛЯ. жизни, Сказали: «Ничего, живи». Нога вот, ревматизм,— где согреть? Зять сладил скамью у ба тареи. А все не русская печь... Пожила бы еще — год, два. За два-то годка!..
У Мавры Кузьминичны Семеновой семеро детей, двадцать два внука, девять правнуков. Маленькая, сухонькая, идет мелкими шажками, клонится к земле. А полна интереса к жизни, и память у нее отменная. Вот только говорить на ходу ей трудно, паузы прерывают мысль.
— Нас когда первый раз переселяли, я не верила. Волгу!.. Волга разольется, так до самых Кимр. Пароход засвищет — под самыми окнами, славно... Шутошное дело — Волгу загородить! Не рук человеческих.,. Теперь всему верю. Позади Иванькова — шлюз. Где Федотова рига была — судоремонтный... Польцо тоже, за Глинским ручьем. Там Ленин стоит... Все, как есть, в памяти.
Бабка слабо улыбается. Мы идем с ней по иваньковской земле. Асфальтом укрыта земля.
— Как же, помню... Мы это место за глухость выбрали. Думали, здесь уж нас никто не тронет. Мой дом крайний, а там бор... Тихо... Выходят пятеро из лесу: «Бабушка, нет ли молока?» Я им и огурчиков подала». Считай, это в начале сентября либо под исход августа. Сели на лавку... «А знаешь, бабка, кто мы?» Нет, мол, не знаю. «На том месте, где твоя изба, город выстроим»... Они лес прохаживали, выбирали местность. Лучше нашей не сыскали... «Выстроим, значит, большущий город— Атомоград»,—«Что ж,—говорю им,—очень даже возможно».
А что удивляться, когда самое Волгу запрудили и деревня побывала на дне морском? Город так город. И вот через десять лет после первого переселения снова при* шли в Иваньково строители, разбили колышками про* спекты и скверы, каменные дома поставили, магазины, больницы, школы, лаборатории, каких не знал мир, Я вышел город ученых-атомников. Город Дубна.
— Со всеми языками живем, господи помилуй!.. У нас за стеной кореи живут. Ничего, справные. Ну, едят полегче, чем мы... Дочка ихняя с моей внучонкой уроки готовит. По-нашему чисто понимают... Мяса вот мало едят, у них рис — первое дело. Угощали меня, я — их... Сверху — поляки, У этих все по расписанию. Летом, значит, спорт, зимой спорт. И все свое рукоделие — из двух палок полка... Еще венгерец. Ничего, уважительный... Не ведала, какие они и есть, другие нации. Однако повидала: хорошие люди.
Идет бабка, размышляет вслух. Сосны вытянулись вдоль тротуаров. Только и напоминают, что был здесь некогда бор. Сосны могучие, прямые, они выше улицы, стоят среди шума особняком. Липы — те в городах кажутся ручными, а сосны — они и тут дикие. Хорошо, что строители не тронули их.
—- Сережку тоже проведаем,— решает вдруг бабка Мавра.—Он мне родня. Мне полдеревни родня... Моего родного брата дочери сынок. Мельников Сергей, не знаешь его? Он эти... частицы гоняет.
О СУДЬБЕ иваньковцев знал и думал Ленин. |
«Особенно замечательный пример капиталистической мануфактуры представляет знаменитый сапожный промысел села Кимры, Корчевского уезда Тверской губ., и его окрестностей. Промысел этот исконный, существующий с 16-го века».
Книгу «Развитие капитализма ь России» Ленин писал три года. Начал в тюрьме, думал о ней по пути в ссылку, последнюю гочку поставил в Шушенском 30 января 1899 года. Можно считать, что именно тогда, на заре нового века, стронулось с места дремучее иваньковское время, чтобы рвануть затем семимильными шагами.
До чего же ясно видел Ленин всю жизнь кимряков! Знал, сколько у них «хозяев», «работников», «мальчиков». Знал, что они трудятся по 14-—15 часов в сутки и что «сельские кустари бросают промысел во время сенокоса». Угадал сокровенные мечты многих из них: «...обольщают еще себя всяческими иллюзиями о возможности (посредством крайнего напряжения работы, посредством бережливости и изворотливости) превратиться в самостоятельного хозяина». И видел, точно видел, что капитализм неминуемо покалечит мужиков, и станут они слабогрудыми «кустарями» с непомерно развитыми руками и «односторонней горбатостью». Ленин привел в своей книге рассказ очевидца, жуткий рассказ: один такой кустарь, шесть лет проработав на одном месте, «простоял» босой левой ногой «углубление больше чем в полтолщины половой доски».
В начале 1923 года житель деревни Иваньково Гурий Терентьев, потомственный сапожник, большевик с восемнадцатого года и участник гражданской войны, стоял в Кремле на посту № 27.
— Слышу отчетливо шаги разводящего и остаюсь один на вверенном посту. Длинный коридор, не особо широкий, горит слабая лампочка. Стою с винтовкой. Сколько времени простоял, не знаю, только вижу: идут по коридору двое мужчин и женщина. Один из мужчин достает пропуск из нагрудного кармана. Я пропуск не смотрю. Вижу лицо Ленина, глаза близко-близко. Вождь всемирного пролетариата!.. Ленин улыбнулся: «Здравствуйте, товарищ».— «Здравствуйте, Владимир Ильич!» Тут он пропуск убрал. Между прочим, всегда показывал. Иные думают, их в лицо должны узнавать. Он одну признавал дисциплину для всех... Ну, пропустил идущих с ним вперед, сам вошел и дверь затворил. А я нажал кнопку: пусть комендатура знает, что Ильич вернулся в свою квартиру.
Вот, собственно, н все. Единственная встреча Ленина с жителем деревни Иваньково. Но и тогда, в последний год своей жизни, думал Ильич о судьбе этой деревни, тысяч деревень, и мечтал о времени, когда «мы в состоянии будем пересесть, выражаясь фигурально, с одной лошади на другую, именно, с лошади крестьянской, мужицкой, обнищалой... на лошадь, которую ищет и не может не искать для себя пролетариат, на лошадь крупной машинной индустрии, электрификации, Волховстроя и т. д.».
Не могу избавиться от одной мысли. Ленинское «и т. д.» — право, оно совсем не такое, как у всех у нас. Три эти буквы мы пишем бездумно, они — всего лишь незавершенный перечень. У Ленина — иное. Мне кажется сейчас, что за этим «и т. д.» у него и будущая Иваньковская ГЭС, и вся Большая Волга, и исследования атома, и космические полеты, и, быть может, что-то еще, о чем пока мы и не помышляем.
Генерал-лейтенант Гурий Никитич Терентьев, которого я встретил в Дубне, в квартире его отца, бывшего колхозного сторожа, сказал мне еще:
— Недавно шел мимо Мавзолея Ленина. Остановился и долго смотрел на часового. Хотелось сказать ему, что я тоже был часовым у Ленина. И нельзя ли мне, хоть на одну смену, снова встать на пост. Я, конечно, ничего не сказал. Но долго еще думал, у кого же спросить разрешение, чтобы меня, как прежде, включили в состав караула. На пост к Ленину.
РАССКАЖУ о самом переселении. О том, как Русь бревенчатая въезжала в каменные дома. Первыми получили квартиру Фетисовы, брат и сестра (родителей у них нет). Вся деревня перебывала у Фетисовых. Дотошно осматривали комнаты, кухню, ванную, прочие места. Спрашивали, что за «кабатура», какова |
квартплата, сколько за воду, за газ... Молодежи все нравилось. Старухи качали головами: «Как в камне жить? Ни сараюшки, ни птицы. Сверху шум, снизу шум, на ули* цу выйдешь — голо».
Тогда Иваньково еще не мешало сфойке. Деревня жила под боком у города, все 54 двора. Потом строители перешли в наступление. Терентьевых переселили. Широковых, Семеновых, Мельниковых, Графовых... Я побывал у многих из них. И в новых квартирах, и в старых домах. Не следует думать, что цивилизация явилась здесь в «дикие места». Я и в избах видел те же телевизоры, приемники, «ФЭДы», книжные полки. Нет, дело обстояло сложней: рушился самый уклад деревенской жизни, менялась первооснова быта.
— Вы, мамаша, привыкли дрова на себе таскать, воду носить да брюкву есть с картошкой. А тут в тепле, в покое, колбасу кушаете — и все не по вас.
— А тебе просто! В старом дому ровно стены с тобой говорили... Ну что мне за яблоньку сорок рублей! Не- што от нее одни яблоки? От нее тень. А черемуха-то!
Что ни дом — своя драма. Какие тут вспыхивали споры, какие застарелые обиды! Какие странные были языковые напластования!.. Один из нваньковцев (он в институте заведует складом) выражался вполне научно:
— Человек выходит из предела своей деятельности, так? Я об нем говорю, об Иване. Вот он геолог. Женился на моей сестре, когда рыли канал. И ее увез. Волго-Дон они произвели, так сказать, великую стройку,— верно я говорю, Иван Васильевич? Теперь, значит, репутация его кончилась: вышел на пенсию. И являются они в отчий дом, то есть ко мне: претензия на прописку. А какой это дом? Одна видимость. Его снесуг не сегодня-завтра. Иван Васильевич идет на правоту, и я — на правоту. Ежели б дом, другое дело. А как в квартиру их брать? Вот и выходит у нас компромисс с властями.
Он хотел сказать: конфликт.
Еще один рассказ, я записал его со слов пожилой колхозницы:
— Так меня обидели с квартирой, сказать не умею! У меня дом — лучше не было в деревне. Бревна — одно к одному. Свекор еше привез из Селижаровского леса, И меня с покойником мужем оставил на старине. На все Иваньково дом! Уж как я ходила за ним! У меня не обоями оклеено — стены налицо, каждое бревнышко обмыто. Что твой белый платок.
И плачет. Скажет слово и плачет.
— Дали нам с Шуриком, сыном, двухкомнатную. Удобства удобные, ничего не скажу. Так ведь и Фирсихе такую же дали, а разве ее дом сравнишь с моим? Заднего колидора у ней не было, пристройки не было —вся деревня подтвердит. Конечно, у нее колодец, так и у меня яблони, смородина, крыжовник... Шурик говорит: «Вы, мама, цепляетесь за собственность». А я ему: «Ты, милый, своего добра не наживал, тебе и не жаль. А у меня на все Иваньково дом!..»
В семье Григория Дмитриевича Буланова, бывшего председателя иваньковского колхоза «Большевик», свой спор. Он уже обо всем договорился, ему и землю отрезали в соседнем селе, осталось только избу перевезти, а сын ни в какую: «Тятя, не поеду с вами! Я здесь девять лет учился, здесь работаю, а вы меня отрывать?» И дочь в слезы: в городе, вишь, культуры больше... Хозяйка слушала мужнин рассказ и сама вздыхала: «Господи, хоть бы годок еше на старом корню. Молодым что? А мы успеем еще, наплатимся за казенное жилье». Тут пришел с работы зять, веселый, шумный парень: «Скорей бы! Надоело в развалюхе. Ничего, весной обещали снести».
А Сергей Мельников — тот самый, который «частицы гоняет»,— сказал мне о своей матери, получившей двухкомнатную квартиру:
— Мать трудилась весь свой век. Теперь сидит, делать ей нечего. Чем жить?.. Мы говорим: «Отдохни, мать». А она не приучена. Безработно ей, скучно.
В последний мой приезд от деревни Иваньково оста- лось девять домов. Огородов, если не ошибаюсь, всего четыре. И три коровы. (К одной из них, по прозвищу «Доченька», хозяйка бегает с проспекта Мира, где она получила квартиру во втором этаже). Во всякую погоду подходил я к деревне, в памяти унес осенний денек. Висели низкие, серые облака, из них сеял тонкий, долгий дождь. Между каменными громадами жались черные, сиротливые, голые избы. «Сраму-то! — жаловались старухи.— Ровно бы на позор оставлены!»
А на улице Курчатова стоял огромный каменный домина, который горожане в шутку называют «Домом колхозника»: в нем уместилось полдеревни. Во всех окнах горел свет: кто-то там готовил уроки, кто-то читал, кто- то слушал музыку... Многоэтажное Иваньково!
КАК-ТО РАЗ вечером Михаил Григорьевич Мещеряков, член-корреспондент Академии наук СССР, работал в Дубне, в своем кабинете. Вбежала дочка: «Папа! Там большая птица!» Во дворе у самого дома бился раненый глухарь. После охотники объяснили, что глухарь, когда его подранят, обязательно летит на то место, где токовал в первый раз... Прилетела птица в глухомань, а там уже город. Одной глухариной жизни не прошло! |
А рассказано это к тому, чтобы подчеркнуть: судьба деревни Иваньково—.случай особый, редкостный. Истории было угодно дважды поставить ее на главных путях страны. Вначале Электрическая Россия пересекла деревню, затем — Россия Атомная. Не всюду увидишь такое. И все же я рискну поискать в судьбе иваньковцев черты, поучительные для всех.
Деды были крестьяне и сапожники. До затопления даже паровоза не видел ни один из них. На первую стройку они могли прийти разве что землекопами или грабарями. Отцы, работавшие на Большой Волге и на выросших здесь заводах, были уже токарями, железнодорожниками, крановщиками. Сыновья, когда началось строительство синхрофазотрона, были электриками, механиками, монтажниками. Внуки занялись наукой...
И хотя у каждого из них были, по-видимому, какие-то свои, сугубо личные планы, мечты, житейские расчеты, хотя никто не тянул их силком вчера —* «в сапожники», сегодня — «в физики», тут действовал некий общий закон, которого они не хотели и не могли преступить. Как сказали бы в старину, судьба их была предопределена. Ту же иваньковскую «цепочку» от дедов к внукам мы можем протянуть совсем по-другому. В старом Иванькове была четырехклассная школа. Когда строилась ГЭС, ребята бегали уже в семилетку. В Дубне, само собой, оканчивают полную среднюю школу. А последние деревенские избы уступят место вузовским корпусам — филиалу Московского университета.
— Значит, так...— сказали мне в отделе кадров ин ститута.— Местных жителей у нас очень много. Вот братья Семеновы, все четверо,— в экспериментальных мастерских лаборатории ядерных проблем. Братьев Мельниковых вы найдете в лаборатории высоких энергий. Записали? Графов Николай — там же, фотографирует частицы.. Студент-заочник. Графова Ирина — там же. Теперь Широковы: Анатолий и Николай — в лаборатории ядерных реакций, Василий и Иван — в лаборатории ядерных проблем. Записали? Еще один Широков, Василий Иванович,— на синхрофазотроне. Широкова Зоя Ивановна— в лаборатории теоретической физики. Записали?..
1961 год.
Отлично! Поставлю на сайт Наследия))
Кстати, у Анатолия Аграновского был младший брат Валерий, который тоже обладал литературным талантом и также оставил свой след в истории Дубны. Валерий Аграновский - автор книги "Взятие сто четвёртого" .
"В августе 1964 года по свету разнеслось, что в Дубне синтезирован 104 элемент таблицы Менделеева. Приехал московский журналист Валерий Аграновский, был милостиво принят Георгием Николаевичем Флёровым и по горячим следам написал документальную повесть в жанре "История одного открытия". Дал коллективный портрет Лаборатории ядерных реакций: Флёров, Друин, Оганесян, механик Плотко... и другие. Не все приняли эту повесть "на ура". Герцен Копылов откликнулся пародией, которая заканчивалась словами: "Пахнет жареным. Это физики горят на работе"
http://samlib.ru/r/rastorguew_a_a/dubna_60-x.shtml
Ага, об этом написал Александр Расторгуев:
Аграновский Валерий Абрамович. Младший брат известного журналиста Анатолия Аграновского и потомственный журналист, сын очеркиста Абрама Аграновского. В середине 60-х по горячим следам написал очерк об открытии 104 элемента, синтезированного в Лаборатории ядерных реакций. Во "Взятии сто четвёртого" он обстоятельно описывает историю самого открытия, в очерке вы можете увидеть подробно прописанные портреты Флёрова, Друина, Плеве и других соавторов открытия, а также портрет коллектива в целом. Эйнштейн говорил: надо излагать так просто, как только можно, но не проще. Аграновский написал проще, и из-за этого к нему были претензии. Мало того. Одно дело, когда ты исказил горизонты научного поиска, и совсем другое, когда недооценил роль учёного на этом горизонте. В особенности какого-нибудь конкретного учёного. Горек хлеб популяризатора! признался однажды Даниил Данин, знавший это по своему опыту. Одного недооценил, другого переоценил... Вот почему второй приезд Аграновского в Дубну состоялся только десять лет спустя. И всё же он состоялся. Аграновский ехал, чувствуя, как в груди стучит сердце, а в висках — кровь. В Дубне всё это время тоже без дела не сидели и к приезду московского журналиста дооткрыли сразу два новых элемента: 105-й и 106-й. Это позволило Аграновскому дописать очерк и переиздать его в виде отдельной книги в издательстве "Детская литература". На этот раз книга вышла в твёрдом переплёте: на передней обложке изображён одержимый молодой человек с горящими глазами и всклокоченными волосами — по замыслу художника это, видимо, физик, но реализовать собственный замысел художнику до конца не удалось, и физик получился больше похожим на алхимика. Хотя то, чем занимаются в ЛЯРе, и есть самая настоящая алхимия. В наш просвещённый ядерный век эта почтенная средневековая наука также стала ядерной и теперь шагает в ногу со временем: современные алхимики больше не занимаются поисками философского камня, они рвутся к загадочному "острову стабильности"... Впрочем, это тема отдельного обстоятельного разговора. Я купил книжку Аграновского в букинистическом отделе "Эврики", внимательно прочитал и долго не мог найти ей применения, а потом подарил, совершенно безвозмездно, Музею истории науки и техники в ОИЯИ, где её может почитать теперь каждый желающий.
Валерий Аграновский посвятил свою книгу о Дубне О.Н. Писаржевскому - автору множества книг биографий учёных, среди которых сразу несколько о Д. И. Менделееве. Пока не понял - отметился ли Писаржевский в своём творчестве строчками о Дубне?