Я по молодости с товарищем на байдарке совершал экспедицию с дамбы в Федоровское. Где-то даже фотографии остались. Погода была хорошая, поэтому не заметили как время пролетело. Все прошло без напряга.
У семьи Шеллеров, как следует из книжки, сначала была обычная лодка, но она по недосмотру оказалась раздавлена зимой льдом на дамбе. Затем они купили, так называемый, каяк. Судя по картинке, это один в один байдарка, только ещё на носу и на корме по маленькому парусу. Эти каяки делал один предприимчивый немец из их подберезской общины и продавал в среде своих соотечественников. Так, что Шеллеры легко могли преодолеть расстояние в 24 км.
Ну, а что там реально было с этими немцами - теперь уже сложно докопаться. Могли быть и пленные, жившие какое-то время на постое.
В книге Шеллера приводится один забавный эпизод, касающийся первых месяцев прибывания немцев в Подберезье.
Все немецкие специалисты, чтобы пройти в то или иное помещение на заводе должны были называть на проходной свой личный номер на русском языке. Наряду со "Здравствуйте" это были первые слова, которые немцам пришлось выучить здесь в России. Однако, трёхзначные числа произнести не так просто. Одному из немецких рабочих, мастеру С., никак не удавалось выговорить по-русски 367 - trista schestdesjat sjem. В конце концов, он заготовил себе своеобразную шпаргалку, где по-немецки было написано: „Christa schiss ins Hemd" - „Криста испражняется в рубашку".
Каждый раз, когда мастер С. должен был произнести на проходной эти заветные слова, вокруг него собиралась группа весёлых немцев, чтобы понаблюдать за данной фонетической процедурой. Русские охранники долго не могли понять в чём тут дело.
Притыкино все-таки маловероятно. Немцам запрещалось бывать на правом берегу.
Незамутнённое детское сознание маленького Дитера (в 1946 году ему было 10 лет), открытое для всего нового, поразил тот факт, что русские бумажные деньги имеют запах. Причем купюры мелкого достоинства пахли махоркой и тому подобными грубыми субстанциями, а деньги крупных номиналов, которые встречались достаточно редко, благоухали дорогими духами "Красная Москва". Немецкие деньги запаха не имели.
Причина, по словам Дитера, была следующая. Немцы хранили разглаженные и аккуратно рассортированные по номиналам купюры в портмоне, которых в то время у местных жителей не было. Русские же небрежно рассовывали скомканные деньги по карманам, где они впитывали запах своих владельцев.
Притыкино все-таки маловероятно. Немцам запрещалось бывать на правом берегу.
Есть фото, где немецкие семьи приехали на отдых в Клетинский бор, где сейчас п/л "Волга".
Значит они были и в Прислоне, а там до Притыкино рукой подать.
Так Дитер Шеллер вспоминал первое лето в нашем краю. 1947 год.
"Чуть позже становилось невыносимо жарко. Начинали досаждать мухи и комары. Мы смогли впервые почувствовать континентальный климат. Окружающие болота являлись инкубаторами паразитов, и число заболевших повышалось. Для профилактики малярии все жители должны были глотать таблетки под надзором медицинского персонала. К каждому сроку выдачи, дважды в неделю и раз месяц изменялись цвета. Имелись желтые, зеленые, синие и красные таблетки, которые красили настолько интенсивно, что они охотно использовались русскими для перекрашивания скучно белого постельного белья в приличные пастельные тона. Глотание больших пилюль, не имеющих оболочки, не доставляло удовольствия, так как у них был желчно-горький вкус активного вещества хинин. Все же, страх перед заболеванием малярией пересиливал отвращение. Скоро мы учились отличать косо сидящих на стенах малярийных комаров от обычных с прямой осанкой".
Поскольку я не знаю немецкого языка, а перевожу с помощью транслятора, то некоторые нюансы уловить не могу. Так и в данном случае, у меня не получается понять, что значит комар с прямой осанкой.
Идем дальше:
"Проверенные на войне русские бипланы типа "Tschaika" все лето использовались для борьбы с комарами в болотистых местах. Сброс серо-зеленого порошка, образовывавшего огромные облака пыли было далеко заметен. В качестве активного вещества использовался ДДТ, что сегодня невозможно вообразить"
Статья про инсектицид ДДТ в википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ДДТ_(инсектицид)
"Зимой мы не упускали свободную минуту, чтобы поиграть в хоккей с самодельными клюшками. Футбольная площадка вблизи завода заливалась каждый год, где люди с утра до вечера резвились на льду. В выходные наше время сокращалось, так как на льду появлялись взрослые обеих государственных принадлежностей. Тогда из деревенского радио неслась музыка, чаще всего знаменитый вальс № 2 Дмитрия Шостаковича.
в забавах на коньках мы также подражали русским детям, которые сгибали из крепкой стальной проволоки крюки, которыми цеплялись за борта грузовых автомобилей. Автомобили ездили тогда с умеренной скоростью, так как улицы никогда не убирались, и поэтому образовывались глубокие снежные колеи. По ним можно было скользить без проблем на коньках. Если водители замечали этих нелегальных "пассажиров", то они пробовали крутить руль, чтобы освободиться от повисших. Иногда они резко тормозили резко и ругались. Мальчишки естественно быстро убегали.
В одну из особенно снежных зим дорожку вдоль нашего дома (сейчас Октябрьская, 23) до хлебного магазина (сейчас Октябрьская, 19) сильно замело. По образовавшемуся насту можно было удобно ходить. Однажды крестьянин на санях решил использовать этот тротуар чтобы объехать плохую дорогу. В том месте, где снег лежал выше всего, лошадь до брюха провалилась в снег, запаниковала и стала погружаться всё глубже. Только после того, как уговорами и лаской удалось её успокоить, животное с большим трудом удалось откопать.
Это побудило небольшую группу мальчиков к тому, чтобы построить снежную пещеру на склоне дамбы. Там образовалась твердая и толстая толща снега. С огромным усердием мы прорыли горизонтальный ход до земляной стены дамбы, а затем стали рыть проход вдоль этой стены параллельно дамбе. Нам удавалось создать ход и создать комнату, где могли достаточно свободно разместиться примерно 6 человек. Уходя оттуда мы затыкали вход в пещеру снежными прямоугольными параллелепипедами, чтобы никто не проник в это сооружение. Распираемые гордостью за наше сооружение мы рассказали об этом творении в школе. Однажды мы были поражены неожиданным визитом в пещеру двух наших школьных преподавательниц. Они захотели осмотреть наш дом и принесли нам в подарок большую сетку с печеньками, в качестве подарка хозяевам".
Целая глава книги посвящена гигиеническим проблемам и туалетам. Чистоплотных немцев некоторые наши поступки в этой области вгоняли в ступор.
Например, приводится такой эпизод. В клубе, где показывали кино, в те годы функционировал "туалет типа сортир". В этом устройстве, чтобы периодически чистить выгребную яму, имелся какой-то люк снаружи здания. Зимой в морозы нечистоты замерзали, и русские дети пробирались в эту яму, затем вылезали через "очко" сортира, оказываясь таким образом внутри здания. После чего шли в зал смотреть кино без билета.
Ещё несколько зарисовок, вычитанных в книге Дитера Шеллера, о том, что бросалось немцам в глаза при общении с русскими в Подберезье.
Гипертрофированная, по мнению немцев, забота о детях. Так, к примеру, немцев поражало, что русские всегда в общественном транспорте пытаются уступить место ребёнку и усадить его.
В тоже же время эта черта русского характера, по словам тех же немцев, во многом спасла Германию в 1945 году после поражения в войне - наши солдаты подкармливали и относились к детям побеждённого противника совсем не так, как ожидали этого сами немцы.
В Подберезье и/или Иваньково родилось, по прикидочным подсчётам самих немцев, примерно 57 детей. Рожали немки вмести с русскими в одном родильном доме. При этом немецкие женщины с удивлением отмечали, что их русские соседки по палате очень громко кричали во время родов. В Германии так не принято. Аналогичная картина происходила и кабинете у зубного врача, когда сверлили зубы на специальном аппарате с ножным педальным приводом.
Рассказ о книге Дитера Шеллера на немецком сайте
https://ig-luftfahrt152.jimdo.com/2017/01/12/januar-treff/
По ссылке представлено несколько фотографий знакомых всем дубненцам мест из личного архива Шеллера, которые не вошли в книгу. По ссылке они кликабельны и их можно рассмотреть с увеличением.
Также есть снимки Кимр и Савёлово. В Савёлово последние группы немецких специалистов работали и жили в промежутке между отъездом из Подберезья и отправкой на родину в Германию.
К примеру