Мы тут часто обсуждаем крупные проекты сталинских времён, положившие начало всему нашему городу и различным его районам (канал Москва-Волга, авиазавод №30, ГТЛ-ОИЯИ). Но, может быть, забываем о некоторых других, пусть неброских, но не менее давних и важных. Некоторые из них и до сих пор не любят особо громко заявлять о себе и исторические сведения о них довольно трудно найти. Да, пусть они не образовали т.н. "своих" городских районов в Дубне, но их заслуги перед государством и городом не менее важны. Откроем постепенно темки и для них. В этом случае пусть это тоже будет раздел Большая Волга. ))
Вид с территории Волжской научной гидро-аккустической станции "Озёрная" на Иваньковскую ГЭС и плотину. 1950-е годы. Современной Дубны ещё нет. На переднем плане: первая плавлаборатория и первый стенд на сваях. Начало "тайваня". ))
Для тех, кто не в танке - это тогда, что за организация? Основана в 1994 году.
Ну, у НИИПА примерно такой же извилистый путь как и у других наших предприятий. Филиал авиазавода №30 - ДМЗ им Фёдорова. Или ГТЛ - ОИЯИ. Даже у Канала Москва-Волга, как не удивительно, довольно сложная официально-административная биография.
Здесь ветка может быть несколько короче, хотя...:
Волжской научная станция "Озёрная" Акустической Лаборатории Физического Института АН СССР (ФИАН) (1949г.) - Волжской научная станция (ВНС) Акустического Института АН СССР (АКИН) (1953г.) - Волжское научно-техническое отделение (ВНТО) Акустического Института им. Н.Н. Андреева АН СССР (АКИН) (1981г.) - ну и наконец уже самостоятельный ФГУП "Научно-исследовательский институт прикладной акустики" (ФГУП НИИПА) (с 12 апреля 1994г.). С чёткой пропиской в Дубне, с лабораторным и административным корпусом в центре Большой Волги. С двумя построенными жилыми 14-этажными домами в Дубне (возможно, долевыми?). С долевыми финансовыми вкладами в различные инфраструктурные объекты Дубны (включая школу №11, между прочим).
С марта 2005г. - в составе Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) РФ.
В 2006г. - внутренняя реорганизация и деление на несколько научных центров.
То есть - полноценное градообразующее предприятие. Про многолетний вклад (совместный с Альтаиром и ЦАГИ) в развитие и поддержание полноценной круглогодичной транспортной связи города с Конаковским районом (зимние пешеходные и автомобильные понтонные мосты через канал разных лет) вообще молчу. НИИПА содержит и один из тех причалов, который и позволяет считать до сих пор существующей пристань Большая Волга и делает Дубну пассажирским портом.
Говоря об "отцах" того или иного многолетнего дубненского проекта обычно выделяют "первого идеолога", "первого строителя", "первого директора". Те же самые "звания" наверное можно назвать и в отношении акустиков. Вот с "главным идеологом" (аналогом Туполева и Курчатова для ЛБ и ИЧ) вроде всё понятно.
Будущий академик, а тогда, в 1949 году - членкор Николай Николаевич Андреев (1880 - 1970). Похоже, классический дореволюционный учёный. Студент МВТУ и МГУ, слушатель Геттингена и Базеля. Создатель Акустического института и вообще всей школы советской акустики. Именно ему принадлежит инициатива создания станции Озёрная около будущей Дубны. http://www.famhist.ru/famhist/roj/0006ece0.htm
Получается, он сделал это в возрасте почти 70 лет.