Вчера, во время проведения конференции, посвящённой 80-летию постройки канала Москва-Волга известный дмитровский писатель и краевед Василий Михайлович Карасёв прочёл доклад "Канал Москва-Волга как оборонительный рубеж. (оценка врага)". Доклад содержал совершенно новые данные из немецких архивных источников об возможной операции Красной Армии по созданию зимнего наводнения в поймах Сестра и Яхрома. Из документов 106 пехотной дивизии вермахта (которая кстати на данный участок фронта так и не попала), датированных ещё 20 ноября 1941 (т.е. за 8 дней до самого потопа) следует, что немцы были прекрасно и достаточно подробно осведомлены об этом возможном гидрологическом действии.
Это подтверждает. что многократно растиражированный эпизод с затоплением не был для врага тайной и они заранее учитывали такую возможность. Неприятный получился сюрприз для устоявшейся боевой истории Иваньково (Дубны).
Василий Степанович обещал нам (делегатам) выложить документы на свой сайт и обещание своё моментально исполнил http://zima1941.ru/articles/12_05_2017_Karasev_Kanal.pdf
Всё таки хочется отметить последнюю фразу его доклада:"...Но это ни в коей мере не умаляет заслуг работников Канала, которые для противодействия врагу применили все средства, которыми располагали."
Очень интересный документ. Спасибо Василию Михайловичу, что его раскопал.
С моей точки зрения, несмотря на кучу публикаций, никто этим вопросом глубоко так и не занимался. Выхватываются отдельные документы и на их основе пытаются выстраивать различные версии. Комплексно к этой теме никто не подходил. Вот, к примеру, небольшая задачка на тему - учитывали немцы возможность затопления или нет.
Первая карта показывает обстановку 28 ноября 1941 года. Смотрим за 1-й танковой дивизией (1. Pz)
А это уже 29 ноября 1941 года. С какого бодуна 1-я танковая вдруг шуганулась и забилась во второй эшелон наступающего на Дмитров немецкого клина?
Чтобы ответить на подобные вопросы надо поднимать документы 1-й танковой, 41 и 56 корпусов, 3-й танковой группы и т.д.
Но ситуация в принципе подпадает под доки Карасёва, ибо согласно им немцы всё таки держали в уме вариант с переправой через Канал 4-6 км. севернее Дмитрова.
На мой взгляд, в этом вопросе важно не то - держали немцы в уме какие-либо варианты или не держали, учитывали они возможность затопления или нет, а то что произошло в реальности - немцы не вошли в треугольник Конаково - Иваньково - Дмитров.
Странная карта, на ней ни канала ни Иваньковского водохранилища нет.
Может немцы и не знали о существовании канала.
Все они знали. Просто карт никогда не бывает много. Поэтому приходилось использовать старые запасы. Приведённая выше, это ещё более-менее свежий вариант. Воевать в 1941 году приходилось и по картам Шубера 1860 года.
На сайте Дмитровского клуба краеведов опубликованы тексты выступлений членов клуба на конференции, посвящённой 80-летию Канала имени Москвы. В разделе о войне особый интерес вызвал доклад руководителя поискового отряда "Рубеж Славы" Сергея Станиславовича Рыбакова "Военные события на гидроузле "Комсомольский" в ноябре-декабре 1941г". http://dkraeved.ru/articles/12_05_2017_Rybakov_Schlus_4.pdf
Доклад основан на воспоминаниях Ивана Денисовича Мусиенко, строителя Канала, а в описываемое время - начальника гидроузла "Комсомольский" (ныне это группа сооружений Канала в посёлке Деденёво: шлюз №4 КиМ, водонасосная станция КиМ , энергоподстанция, водосбросы №51 и №52 (в р.Яхрому и р.Волгушу) и быв. пристань "Комсомольская").
В докладе детально описаны события, связанные с подрывом работниками Канала и сапёрами шлюзов №3 (Яхрома) и №4 (Деденёво) в ноябре 1941г..
Воспоминания И.Д.Мусиенко были найдены в личном архиве ныне покойного краеведа и бывшего Гл энергетика Канала В.С.Барковского краеведом общества "Москва-Волга" Сергеем Гаевым.
Спасибо. Очень интересно. В тоже время всё достаточно путано и сбивчиво, включая комментарии С.С. Рыбакова.
Я даже не уверен, что некоторые вещи сейчас можно публиковать. Лучше промолчать, честное слово.
Ё-п-р-с-т. Попытался процитировать фрагмент твоего сообщения, в результате каким-то образом снёс весь пост. (((((
Последние лет десять изучение войны вышло на новый уровень, поскольку стало возможным относительно легко получать немецкие документы. Сравнение информации с обеих сторон позволяет по новому взглянуть на очень многое. Честный исследователь нередко встаёт перед дилемой, а стоит ли ворошить прошлое и рубить правду матку? И это от нас ещё берегут два огромных пласта документов - фонд политдонесений и дела военной прокуратуры. На заре перестройки фонд политдонесений приоткрыли. Поэтому те исследователи, которые "копают" свои темы ещё с 80-х - начало 90-х успели подсмотреть. Но таких фанатов своего дела, бьющих в одну точку много лет, единицы. Может я ошибаюсь, но судя по книгам Василия Степановича, он подключился к теме, когда фонд политдонесений уже был закрыт.
Ё-п-р-с-т. Попытался процитировать фрагмент твоего сообщения, в результате каким-то образом снёс весь пост. (((((
Да, я тоже сносил. Модерилка на этом движке - штука опасная. Я так и не освоил толком.
По поводу закрытия архивов: копаясь с личными карточками строителей Канала тоже уткнулся в понимание некоей необходимости закрытия архивов. Вот всего в 2-х случаях добрался до потомков расстрелянных строителей, которые получили ксерокопии уголовных дел своих отцов. Оба они пока отказались показать нам эти дела. Одна из них (дама, работник музея) откровенно сказала:"Я могу вам дать копию уголовного дела отца, но предварительно должна удалить из него документы, бросающие тень на честь нашей семьи".
Ещё одна публикация на тему взрыва моста в Яхроме и затопления поймы Сестры
И ещё одна публикация на эту же тему от того же автора. Упорнейше он дожимает этот вопрос.
http://ikuv.ru/podrobnosti-zatoplenij-pojm-rek-sestra-i-yahroma-v-kontse-noyabrya-1941-goda/
Раздутая в своё время сенсация о жертвах среди гражданского населения постепенно сдувается. В реальности прихваченные льдом реки этой операцией делали непроходимыми не только для танков, тяжёлой техники и вооружения, но и для пехоты. Танки подмосковные речки по льду без переправ в конце ноября - начале декабря пройти так и так не могли, поскольку сильных морозов ещё не было, и лёд выдерживал только пехоту и гужевой транспорт.