СУТОРМИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
365-я стрелковая дивизия, 651-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, 1-я батарея, завод № 30, красноармеец.
Дата ареста 13 декабря 1941 г.
10 лет лишения свободы
В каком смысле тут упомянут завод? Как место дислокации батареи?
На основе этих скупых данных можно строить только гипотезы. 365-я стрелковая дивизия имела в своём составе 621-й зенитный дивизион. Номер 651, вероятно, ошибка. К 13 декабря 1941 года дивизия уже вела бои в десятках километрах от Иваньково. Тут, по всей видимости, остались какие-то тыловые подразделения. Скорее всего, одну батарею оставили для прикрытия завода. Я лично всегда чесал репу, не понимая, почему в известных на сегодняшний момент документах, зенитки прикрывают только гидроузел и переправу через канал, а про военный завод ни слова? Значит просто нам пока доступна (или дошла до наших дней) только часть информации.
Полк отходил на восток и 17 октября оказался на аэродроме Борки на северной оконечности канала имени Москвы. Наряду с чисто истребительными задачами чаще стали летать на штурмовку и разведку, а к началу Декабря уничтожение войск стало основным делом для полков авиации под Москвой. Этому способствовало снижение активности частей Люфтваффе, которое советские лётчики объясняли полной неготовностью немецкой техники к морозам.
В конце ноября истребители эскадрильи, обязанности командира которой уже исполнял С. Ф. Долгушин, вылетели на штурмовку аэродрома Лотошино. Самолётов противника там не оказалось, но на обратном пути встретились с группой Ме-109, возвращавшейся после столь же неудачного налёта на Борки. В районе Клина начался воздушный бой. В результате 3 "Мессера" было сбито, но и самолёт Макарова с остановившимся мотором стал снижаться. Лётчик сел на полевом аэродроме вблизи Клина, где пока не было немецких самолётов. Прикрывавший друга Долгушин увидел, как к лётному полю приближаются автомашины с солдатами, и решил садиться. Сел. Макаров с трудом пристроился в кабине его "МиГа" (одна нога оставалась за бортом), и под автоматными очередями немцев самолёт взлетел…
В начале января 1942 года лейтенант С. Ф. Долгушин был официально назначен командиром эскадрильи, в которой теперь были не только "МиГи", но и ЛаГГ-3, а через месяц командир 180-го авиаполка (46-я истребительная авиационная дивизия, Калининский фронт) майор И. М. Хлусович подписал на него представление к званию Героя Советского Союза. К тому моменту Сергей Долгушин совершил 185 боевых вылетов, 39 — на штурмовку и 24 — на разведку. В 29 воздушных боях сбил 7 самолётов лично (5 Ме-109, 1 Ju-87 и 1 Ju-88) и 4 в группе. При этом не были учтены 4 победы, которые лётчик уже имел до прихода в 180-й полк, чему способствовали не самые добрые отношения его с комиссаром полка В. И. Зиновьевым.
Бои под Москвой полк закончил 17 марта 1942 года, последние несколько самолётов сдали соседям и уехали в Иваново изучать "Харрикейны". Это время осталось в памяти С. Ф. Долгушина самым тяжёлым за всю войну. Самолётов не хватало, доходило до того, что девятку СБ сопровождал один истребитель. Их изношенные МиГ-3 были тяжёлыми, маломаневренными и на высотах основных боёв (до 4 км) немецкий Ме-109 явно не превосходил, к тому же фонарь нельзя было открыть в полёте, и их пришлось снять вообще. "ЛаГГи" были ещё хуже…
5 мая 1942 года С. Ф. Долгушину было присвоено звание Героя Советского Союза. Тем же указом стал Героем и С. В. Макаров, но посмертно — он погиб в феврале, имея на счету 10 лично и 13 сбитых в группе.
Около 1,5 тыс. газет, выпускавшихся в Тверской области в период Великой Отечественной войны, отреставрированы на средства президентского гранта специалистами Российской государственной библиотеки (РГБ). Теперь эти издания переводятся в цифровой формат
"Поисковики подняли из земли останки более ста бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны возле села, а ныне микрорайона Красная Поляна в Лобне".
Возможно, уже задавал этот вопрос, но найти тему не могу.
Повторюсь.
В воспоминаниях бывшей учительницы 2-й школы Нины Яковлевны Долговой про 1941 год говорится, что в помещении военизированной охраны гидросооружений размещался пункт оказания первой помощи для раненых. Сохранилось ли сейчас это здание? И если сохранилось, то ткните, пожалуйста, пальчиком на карте на него.
Спросила у Гидра, пишет:
Понять бы о каком помещении речь. Вохр тех времён имел даже собственную пожарную команду.
Было помещение охраны в старом здании РГС, я так понимаю штаб и командование. Это там где сейчас стоянка Кортеж, если я не ошибаюсь.
Было помещение на шлюзе, в верхней левой башне, там и сейчас охрана.
Было помещение у меня на ГЭС.
Был Дом Охраны на аварийных воротах - двухэтажный зелёный дом между кармановским "интегралом" Дмитровского шоссе и каналом. Его разобрали в 90-х.
Автор Игорь Петров
"КАТЫНЬ И "КОМИССАР МЕРКУЛОВ"
Мне потребовалось некоторое время, чтобы добраться до оригинального немецкого документа, на который ссылается де Заяс, при этом обнаружилось, что оба историка допустили небольшие неточности. Допрос Меркулова никак не связан со взятием Смоленска, как можно понять из текста Мадайчика. Меркулов был пленен не под Смоленском, а в Лапландии. Кроме того, он по званию не был комиссаром, а лишь помощником политрука (призван как рядовой).
Операция "Железный молот"
https://military.wikireading.ru/7871
Довольно странно, что Иваньковская ГЭС не фигурирует в списке целей немецкой авиации. Хотя, для ясности надо бы найти первоисточник.
Всё-таки мы есть
30 October 1943 – 4406/33
Proposal for the destruction of six (6) of the most important hydro-electric plants of
the Soviet Union by special bombs and special tactics. General area: Ivankovo-
Volga, Rybinsk-Sheksna, Uglich-Volga, Volchovstroy, Murmaschi and Nivastroy.
https://www.archives.gov/files/research/captured-german-records/microfilm/t971.pdf