Страницы из книги погребения 101 ХППГ, касающиеся наших мест.
Так в документах записано место захоронения:
"На Б-Волге, Кимрского р-на, Калининской обл. дер Подберезово гражданское кладбище..."
На последней странице книги погребений оставлено место для подписи начальника госпиталя - подполковника Гурова Михаила Даниловича. Но этот человек, судя по всему, возглавил госпиталь уже во второй половине войны. Кто командовал 101 ХППГ в декабре 1941 года, когда он дислоцировался на Большой Волге, пока неизвестно.
Странное дело. А в каком месте был сам госпиталь? Если хоронили на ЛБ, то где там памятник над братской могилой? Что за притча!
Хорошо, но нынешние Братские могилы на БВ не могли быть гражданским кладбищем в 1941 году. Это что значит: ЛБ замылило массовое военное захоронение? Или было перезахоронение на ПБ?
Паспорт захоронения на БВ вроде я видел в инете. Есть там эти фамилии?
Хорошо, но нынешние Братские могилы на БВ не могли быть гражданским кладбищем в 1941 году. Это что значит: ЛБ замылило массовое военное захоронение? Или было перезахоронение на ПБ?
Паспорт захоронения на БВ вроде я видел в инете. Есть там эти фамилии?
Точно не могу утверждать, но почти уверен, что эти фамилии присутствуют на мемориале на БВ.
Непонятно и печально также другое. На карте, кроме 101 ХППГ, можно увидеть 100 ХППГ и 91-ю авто-сан роту. По ним в ОБД "Мемориал" за 1941 год нет никаких документов. Сохранившаяся книга погребений 100-го госпиталя начинается только с 1943 года.
"Уже 26 ноября на лесной опушке, где несколькими годами раньше осуществлялись захоронение умерших от болезней заключенных, работавших на строительстве объектов Волжского района было произведено первое захоронение умершего бойца–рядового 280 стрелкового полка 185 стрелковой дивизии горьковчанина Н.Н. Гущина. В период ожесточенных контрнаступательных боев в госпиталь иногда поступало по 200 человек в день . Не всех воинов удавалось выходить,поставить на ноги и вернуть в строй. Число умиравших возрастало. 7 декабря умерло от ран 2 чел. 7 человек - 8 декабря, 5 человек 9 декабря. Значительное число раненых – 15 чел. умерло в период с 10 по 12 декабря. Все они, умершие в 101 госпитале – были захоронены в одной братской могиле 13 декабря 1941 г. Видимо сказалась морозная погода, не позволившая готовить отдельные могилы"
Статья Н.Н. Прислонова "Мемориал павшим воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (район Большая Волга, ул. 9 мая)".
Фамилию Гущина Н.Н., о котором идёт речь в статье, можно найти в этом документе 185-й стрелковой дивизии. Но речи о 101 ХППГ тут не идёт.
В каком госпитале или санбате умерли 26 ноября 1941 года на Большой Волге Гущин Николай Николаевич и Лукашов Иван Иванович - точно непонятно. Так как их смерть зафиксирована в документе 185-й стрелковой дивизии, то это должен быть 155-й медсанбат. Видимо, он какое-то время находился на БВ. Фамилия Гущина присутствует на Большеволжском мемориале, а вот Лукашова в паспортах захоронений я не нашёл.
С Лукашовым И.И. вообще непонятная ситуация. В Книге Памяти Дубны я его не углядел. Однако, он присутствует в Книге Памяти Московской области, где числится захороненным на БВ.
13 декабря 1941 года 101-й ХППГ произвёл на Большой Волге захоронение 24 бойцов умерших от ран и отбыл в поселок Зубань Селиховского с/с Конаковского района.
Но сейчас, если я не ошибаюсь, подобного посёлка в Конаковском районе нет. До образования Иваньковского водохранилища между Корчевой и Новосельем находилась деревня Зыбань. Место, где она находилась, заливалось водой и деревню перенесли на новое место. Вопрос - куда? Можно предположить, что Зыбань стала частью Селихово.