8-я танковая бригада Ротмистрова дважды проходила через территорию будущей Дубны. Первый раз это произошло во второй декаде ноября 1941 года. Тогда танкистов из района Калинина (Твери) перебросили под Клин через Большую Волгу, чтобы попытаться предотвратить прорыв немцев. Отступая с боями, бригада отошла к Дмитрову. Оттуда остатки соединения вывели на пополнение людьми и техникой в Александровку. Простояв в Александровке примерно двое суток, 8-я танковая бригада затем перешла в Дмитрову Гору.
После войны, в советское время были напечатаны воспоминания командира танкового полка, входившего в состав 8-й танковой бригады, Александра Васильевича Егорова "С верой в победу". Они, как и всё, что тогда выходило на тему войны, были прилизаны и отцензурированы. Но какие-то крупицы информации почерпнуть можно.
"Ротмистров достал карту, разложил ее на столе, что-то записывает в своем блокноте. Сижу тихо, чтобы не мешать комбригу, стараюсь понять, какие вести узнаю — хорошие или плохие. В голове разные мысли. И больше всего — о Москве. Неужели немцы прорвались? Прислушиваюсь к канонаде за Волгой, и кажется мне, что бой удаляется на восток. Ротмистров, заметив тревогу на моем лице, спрашивает:
— Что загрустил, Александр Васильевич?
— Обстановка не радует, — киваю головой в сторону Волги.
— Надо бы хуже, да... Но не об этом разговор, — тут же прерывает себя комбриг. — Когда можешь выступить с полком и сколько времени потребуется на марш в обход Иваньковского водохранилища к каналу? Прикинь с начальником штаба, да безо всяких поправок даже на малейшие задержки...
— Задержки могут быть, товарищ комбриг. Это же не десять километров, а около сотни...
— Даже побольше, — уточняет Ротмистров. — Но пройти их надо в самое короткое время.
В дом входят бригадный комиссар Шаталов, начальник штаба бригады майор Краснов. Оба сосредоточенно смотрят на карту, на которой Ротмистров успел прочертить будущий маршрут, обозначить направления вражеских ударов.
— Опять рубить клинья, — не отрывая глаз от карты, заключает Шаталов.
— Кому же их рубить, как не танкистам, — коротко бросает Ротмистров. — Гота будем громить. Из-под Калинина его танковая группа повернула на Клин.
Комбриг информирует об обстановке на нашем направлении.
— С утра 16 ноября, — говорит он, — немцы прорвали фронт ЗО-й армии и начали развивать стремительное наступление на Клин. В этот же день они нанесли мощный удар из района Волоколамска в направлении Истры. Вчера 185-я стрелковая дивизия завязала ожесточенные бои в районе Завидова. Наша бригада теперь передана в состав 30-й армии, которой командует генерал-майор Лелюшенко Дмитрий Данилович... [163]
Названная комбригом фамилия сразу оживила в моей памяти события почти двухлетней давности — бои на Карельском перешейке. Там Лелюшенко командовал 34-й танковой бригадой. Мне запомнилось, как он руководил переправой через реку Тайпалениоки. Распоряжения отдавал быстро, четко, сам действовал смело, энергично.
— Бригада, — продолжает Ротмистров и ведет карандашом по карте, — совершает марш из района Каблукова в район села Захарово (юго-восточнее Дубны). Идем через села Рождествена, Максимово на большую Волгу и далее на города Дмитров, Рогачево. Начало марша — с наступлением темноты. Все радиостанции будут работать только на прием. Управление колоннами с помощью флажковой сигнализации...
С минуту мы сидим молча.
— Ну, в добрый путь, — прерывает наше молчание Ротмистров.
Я задерживаюсь с начальником штаба. Уточняем маршрут, порядок движения, время прохождения колоннами каждого пункта. Надо, чтобы колонны подразделений бригады нигде не столкнулись, не мешали одна другой и каждая точно в указанный срок была в пунктах своего назначения".
В выделенном фрагменте речь идёт о прохождении танковой бригады через будущую Дубну. Можно отметить ошибку (или опечатку) в названии Большая Волга, которое автор написал с маленькой буквы, а также упоминание несуществующей Дубны. Это можно объяснить тем, что Егоров работал над воспоминаниями уже в период, когда Дубна существовала и пользовался современными картами. Правда не понятно, почему он написал "юго-восточнее", когда должно быть "юго-западнее"?
А есть в книге карты, в какое село Захарово от вёл полк? В Клинский район?
Карт, к сожалению, нет.
Захарово, судя по дальнейшему описанию событий, находилось севернее Клина:
"Рано утром 21 ноября передовой отряд подошел к деревне Захарово, севернее Клина. Тут встретил нас командир бригады. Он сообщил, что гитлеровцам удалось преодолеть сопротивление частей 30-й армии, развить наступление и ворваться в Клин. Собрав большие силы пехоты и танков, немцы пытались осуществить здесь обходный маневр и прорваться к Москве. 30-я армия вела тяжелые оборонительные бои.
— По данным разведки, — говорит Ротмистров, — в село Березино, севернее Клина, прибыло до 50 немецких танков и автомашин, артиллерия и минометы. Есть основания считать, что здесь готовится наступление с целью прорыва к каналу..."
P.S. Оказывается текст книги есть в сети. А я мучился... )))
http://militera.lib.ru/memo/russian/egorov_av/02.html