Очередная порция информации, слитая немцами, работавшими после войны в Подберезье, сотрудникам Центрального разведывательного управления. Поскольку этот кусок, по большей части, касается будущего ОИЯИ, то помещаю его в данный раздел. Откровенно говоря, ряд абзацев вызвал у меня непонимание.
"Район Подберезья.
Радиолокационная станция.
На крыше операторного здания на шлюзе Волжской плотины находилась радиолокационная станция. Эта станция была оснащена горизонтально поворачивающейся сетчатой антенной длиной шесть метров, оснащенной диполями. Там же стояли различные радары с сетчатым отражателем. Цели в основном представляли самолеты Ли-2 и Ту-4. Оборудование было направлено на канонерские лодки Волжской флотилии и на парусные яхты на Волжском водохранилище. Яхты общались с радиолокационной станцией по голосовому радио и практиковались в измерении напряженности поля. Радиолокационная станция входила в состав системы ПВО Москвы, и для защиты водохранилища, расположенного на севере от Москвы. Возможно, там же располагалась радиолокационная школа или испытательная станция.
Новый завод.
Рядом с водохранилищем на Волге строился новый завод. Строительная площадка протянулась вдоль Волги примерно на 1500 метров и имела в ширину около 1000 метров. Работы велись оперативно, на берегу реки были построены деревянные сходни, вновь введена в эксплуатацию железная дорога на Дмитров и продлена в район завода. Шоссейная дорога на Дмитров также была продлена в район завода. Бывшие члены СС и около 4500 немецких женщин работали на строительстве завода, дороги и железной дороги. Строительство завода было начато в мае 1948 года. Задействовали около 22000 рабочих, а к маю 1949 года были завершены и введены в эксплуатацию два восьмиэтажных здания завода. По слухам, завод производил управляемые ракеты.
Партизаны.
Группы партизан появлялись в Подберезье, но не так часто, как на Украине. Частые тревоги из-за этих партизан.
Тульская Болезнь.
Во время пребывания в районе Кимр люди заражались болезнью, вызывающей лихорадку и потерю веса. Немцы называли ее Тульской болезнью, что являлось всего лишь переводом с русского языка. Советы проводили эксперименты, сбрасывая мышей с самолетов, летающих на высотах до 3500 метров, не причиняя им никакого вреда. В случае войны мышей намеревались заражать холерой и тифом".
Болезнь, вероятно, туляремия.
Лагерь военнопленных № 384 (с управлением в г. Калинин) и Спецстроительство №833...
https://www.moypolk.ru/dubna/soldiers/gusev-dmitriy-aleksandrovich
Справочники указывают местонахождение лагеря № 384 в самом городе Калинин.
Как я понял, в Калинине находилось лагерное управление №384. Этому управлению подчинялось порядка десяти лаготделений. Одно из которых находилось у нас на правом берегу.
Вероятно, этому же лагуправлению №384 подчинялось и левобережное лаготделение.
P.S. Становится понятно, почему, вольно или невольно, жизнь не даёт воздвигнуть памятник первостроителям ОИЯИ. Если уж по каналоармейцам сломали кучу копий на тему - политические/уголовные, православные/мусульмане и т.п. То в случае с институтом вообще труба - проскальзывали свидетельства, что на правом берегу был лагерь для членов СС.
Как говорят родственники этого самого майора Гусева, лагерь немецких военнопленных находился на правом берегу Волги, в запретке. Примерно между насосной станцией ИЧ (круглая башенка) и Заволжской базой. Был расформирован где-то в начале 50-х (немцев отпустили домой). От него некоторое время оставалось длинное здание барака на берегу, в котором потом жили вольнонаёмные строители или работники ВРГС. Так как лагерь находился по течению выше места впадения в Волгу речки Чёрной, то назвать его адрес: Ново-Иваньково можно только с некоторой долей натяжки, ибо это уже территория пос. Иваньково (Большой Волги). Можно предположить, что немцы могли заниматься самим строительством автодороги от ГТЛ до БВ (это объект первой очереди строительства ГТЛ). То есть железная дорога и автодорога с совмещённым мостом через Чёрную речку должны были сдать где-то не позднее 1948 г.
По поводу креста каналоармейцам: вопрос ведь был именно в противоречии формы и содержания. Обидно, что трагическую гибель строителей канала сейчас постоянно используют разные политические, религиозные и другие группировки в своих целях. И недавняя стычка в ФБ по поводу событий в Нагатино-Перерве, в которой ты тоже участвовал, тому яркий пример. Вывешивать поддельные снимки и раздавать ярлыки стал тот же самый человек, что инициировал установку мощного каменного креста в память каналоармейцев на том же месте. Значит вопрос не в самой увековечивании памяти, а в чём-то другом.
Я не в курсе ситуации в Нагатино, но предположу, что она стандарта и банальна, и повторяется довольно часто. Жили люди с видом из окна на зелёную лужайку и птичек с бабочками. И вдруг на месте лужайки плохие дяди собрались построить новый микрорайон, проложить дорогу и т.п. Тогда жители активно начинают искать аргументы, почему в этом месте нельзя строить. Резко вспоминается, что на месте полянки шли бои и там лежат забытые бойцы, или что там расстреливали репрессированных, или хоронили каналоармейцев.... И начинается борьба с застройщиками. Каналоармейцы, погибшие солдаты, расстрелянные невинные - это всего лишь аргументы в борьбе. До того, как возникла угроза застройки про эти могилы жители и не вспоминали. Они преспокойно выгуливали на этом месте собачек, загорали, устраивали пикники...
Так как лагерь находился по течению выше места впадения в Волгу речки Чёрной, то назвать его адрес: Ново-Иваньково можно только с некоторой долей натяжки, ибо это уже территория пос. Иваньково (Большой Волги).
У меня сложилось впечатление, что военные, милиция, НКВД жили по своим отдельным законам, в определённой степени игнорирующих реальное административно-территориальное деление. Возможно, это делалось специально для повышения секретности.
"Недавно я решил молодость вспомнить — поехал в Дубну. Сошел с электрички и заплутал: как разросся город! В институт пришел и тоже дивлюсь: ускорители разных систем, реакторы, новейшие лаборатории, вычислительные центры — сколько построили! И работают здесь ученые из многих стран. Шутка ли — Объединенный институт ядерных исследований! Международная организация! Да, мирный атом теперь всем нужен. А я этот институт, образно говоря, в пеленках еще носил… Болотистое местечко было. И стояли здесь посреди леса несколько бараков для рабочих и вагончики — прорабки. Я тоже прорабствовал. На участок мне тогда прислали фабзайцев, выпускников ремесленного училища. Ребята хорошие, но совсем еще дети, чуть не доглядел, они работу бросают и из рогаток по воробьям пуляют. В общем, пришлось их и делу учить, и воспитывать. Но корпуса возвели довольно быстро. Сложнее было на монтаже. Оборудование поступало многотонное. А оснащение? Простейшие средства механизации, слабосильные краны, домкраты… Тут уж хочешь на хочешь, но без смекалки не проживешь. К примеру, когда первый ускоритель собирали, мои бригадиры умудрились стодвадцатипятитонные части электромагнитов установить с помощью бульдозера, шпал, двух небольших кранов и тросов! Ловко!"
Из воспоминаний одного из первых атомостроителей страны И.М. Витина
http://terastudio.com/kak-reka-monologi-dlinoyu-v-zhizn-chast-1/