Гуча откопала новые письма Петра Первого. Поедет за ними в архив))
и даже нашла указ поручику Лконтьеву о постройке тьялок, ноябрь 1710
Специалисты Фонда «Наследие» завершают подготовку коллективной монографии, посвященной истории Дубенской верфи – единственной судостроительной верфи Петра Первого на территории современного Подмосковья.
Первое упоминание Дубенской верфи в отечественной исторической литературе сделал А.С. Пушкин в незаконченной «Истории Петра», которую он писал с начала 1835 года и до своей смерти в январе 1837 года. Описывая неудачный Прутский поход Петра I, Пушкин отмечает: «Прибыв к Днестру, Петр … писал сенату о кораблестроении, которое из Воронежа переносилось к пристаням Нерльской и Дубенской, где поручик Леонтиев строил суда».
Гуча этот чертеж уже три года ищет. Вроде нашла концы))
Началась предпечатная подготовка книги про Дубненскую верфь Петра I. Фонд "Наследие" планирует выпустить ее ориентировочно в мае. Отдельные главы публиковались на сайте Фонда - в разделе "Северное Подмосковье в XVIII столетии"
http://nasledie.dubna.ru/list.asp?id=29&idcategory=29&idparent=2
Сегодня-завтра тираж прибудет из типографии в Дубну.
Поздравляю!
Где можно приобрести по блату такую книгу?
Прочитал. Интересно. Всё по делу.
Однако, так и не понял - почему у нас? Вышневолоцкий путь длинный, трудный. Почему нельзя было строить тялки, к примеру, в Торжке, Вышнем Волочке, Новгороде? Ведь потом из этих мест тащить гораздо ближе на Балтику. Что там леса своего что ли не было? Мастеровых проще привезти в тот же Новгород, чем корячиться тащить по порогам и перекатам тяжелые тялки от Дубны.
Возможно, в ближе к Балтике все ресурсы на размещение нескольких тысяч ртов были исчерпаны, а их снабжение из других регионов было бы делом гораздо более затратным, чем перемещение тялок на лишние несколько сотен вёрст?
Или здесь у нас уже была какая-то база и верфи "сажали" на неизвестную нам более раннюю инфраструктуру?
От Федора
Никакой особой инфраструктуры у нас тут не было, только пристань. Но была возможность снабжаться из Москвы, в том числе - металлом, инструментами, канатами и мн. др. Возможность использовать солдат московского гарнизона для охраны. Здешняя пристань расположена относительно недалеко от дороги из Питера в Москву, что делало не очень сложным сообщение с Питером. Здесь были хорошие, годные для строительства судов леса. Также, мне кажется, надо учесть что заметную часть мастеровых людей и мастеров сюда перебрасывали из Воронежа.
Да, тоже читаю. И тоже не понимаю, почему именно Дубна и Нерль, если речь изначально шла о Балтийском театре военных действий? А не Лодейное Поле на Свири, к примеру, или любое другое место в и поныне лесистой Карелии? И опять мысль возвращается к нативным дубам. Ибо других серьёзных причин пока не видно. А кто хоть раз проходил хотя бы на байдарке пороги Мсты, тот и вообще не поймёт, зачем было Петру самому себе создавать такие проблемы (Тверца - Цна - волок - Мста - Волхов - Нева, да Ладога с Ильменем). Изначально было понятно, что кроме организации самой работы в этом болотистом малолюдном крае, потери и в пути будут не маленькие. Какой-то главный довод должен был все эти проблемы оправдать. Какой?
Остаются только:
а) почти пропавшие ныне дубы в верховьях Дубны, Сестры, Яхромы, Нерли. (может Пётр их все и свёл?).
б) может быть Пётр имел в виду более долговременное существование этих верфей и тьялки в последствии должны были служить и на Каспии? Но дубы и сплавной корабельный лес в бассейнах Дубны и Нерли закончились быстро?