Про тоннель. Пункт 68.
"Тоннель открыт только для автомобильного движения (пешеходам нельзя) и кроме того закрыт с полуночи до 5:00. Дорога [от тоннеля в сторону Кимр] асфальтированная и в хорошем состоянии до выхода из Подберезья. Ширина 6 - 8 метров. Между Подберезьем и Кимрами, не имеет никакой прочной основы, и обычно находится в таком плохом состоянии (выбоины), что движение не может продолжиться на скорости выше, чем 25- 30 км в час".
Схема и снимок завода (по всей видимости со спутника) из документа американской разведки, датируемого январём 1964 года.
На снимке можно разглядеть не только завод, но и часть городской территории. В частности видно ДК "Октябрь". Хорошо просматриваются улицы Октябрьская, Ленина, Центральная, Карла Маркса, Макаренко...
Мож это 54-ый год? Что-то я не вижу основных старых "радужных" корпусов на схеме (снимок трудно разобрать). И какое может быть Иваньково в 1964-ом? Так долго новости идут за океан?
Это однозначно 1964 год. Проверил ещё раз шапку документа. Да и вся городская застройка абсолютно точно 60-х годов. Тот же ДК "Октябрь", которые, если я не ошибаюсь, открыли в 1966 году на этом снимке присутствует. В 1954 году его ещё и близко не было.
А то, что в 1964 году у ЦРУ все ещё Иваньково, а не Дубна, надо сказать спасибо нашим компетентным органам. Получается, что не было у американцев своего человечка на земле в наших местах. Не было у них доступа ни к местной прессе, ни вообще к чему бы то ни было, кроме снимков со спутников-шпионов. Вот и анализировали они исключительно эти снимки, сопоставляя их с информацией, полученной в начале 50-х годов от вернувшихся из Подберезья немецких специалистов.
"В 60-х годах были построены главный лабораторно-конструкторский корпус, стенды математического, полунатурного моделирования, закуплено оборудование в лабораторию гидравлических испытаний. Введены в строй антенный павильон, лаборатории статических, динамических и теплопрочностных испытаний"
А , разобрался, есть же именно старый корпус на схеме. Что-то я не соразмерил в начале расстояния.
Схема из отчёта американской разведки "описывающего деятельность Иваньковского завода по производству управляемых ракет, СССР с августа 1978 г. до ноября 1981 г."
https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82T00709R000100050001-1.pdf
Схема из документа ЦРУ от апреля 1951 года с кратким описанием всей системы ГУЛАГа в СССР. Несколько режущие взгляд написания названий "Кiмри", "Московське море", "греблi" (укр. - плотины) и т.п. наводит на предположение, что сотрудником ЦРУ, рисовавшим эти схемы, был уроженец западной Украины. На других схемах также встречаются чисто украинские надписи. Например, "греблi збудованi" - построенные плотины.
По ссылке можно ознакомиться с краткими пояснениями к этой схеме (на английском языке), а также со схемами других объектов ГУЛАГа.
https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80-00926A003300030028-4.pdf
Место впадения Сестры в Дубну на заставке нового ресурса РГАДА. Ну и, естественно, сами карты 16-17 веков во всех подробностях.
Карта Центрального разведывательного управления США от 25 апреля 1952 года. В увеличенном размере и расшифровку всех объектов можно посмотреть по ссылке
https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP81-01028R000100080010-1.pdf
К примеру. Пункт 19. Дороги.
"Большинство дорог в Podberesje было проложено. На схеме приложенной к этому отчету улицы и дороги закодированы, чтобы указать на тип поверхности. Та, которая обозначена как “кирпичная пыль”, имела покрытие кирпичами разрушенной церкви (Пункт 20). Она называлась немцами "Kirchstrasse" - "Церковная дорога"... Я не знаю, были ли у какой-либо из улиц имена или нет. Имя "Kirchstrasse" использовалось немцами и было определенно не официально".
"Системы безопасности
Советские граждане все носили удостоверения личности с приложенными фотографиями. У меня нет информации относительно ограничений путешествовать, установленных для советских граждан. Немцы никогда не носили удостоверения личности, но, как предполагалось, не оставляли Podtoeresje ни по какой причине без охраны MVD, одетой в штатскую одежду. Это также относилось к шефу Junkers инженеру, Бааде, даже когда он отправлялся по делам бизнеса и в компании своего босса, советского директора Завода. В Dmitrow существовала проверка, осуществляемая в билетных кассах, но не в поездах. Чтобы избежать этого, немецкие женщины уезжали на грузовике к Kimry, где не было никаких средств контроля и затем садились на поезд через Dmltrow в Москву. Охранники в тоннеле обозначены под пунктом 34. Методы безопасности на заводе (пункт 7), охвачены в Отчете Y (удалено цензурой ЦРУ). Гвардия, вооруженная карабинами, была также размещена в гидросливах (пункт 29), гидроэлектростанция (пункт 30), замки (пункт 35), и в насосных станциях (пункт 53)".
Тоннель
"...В тоннеле были ниши (recesses), но их цель не известна. Телефон или противопожарное оборудование не наблюдались в тоннеле. У охранников у каждого входа были телефоны. У него была естественная вентиляция. У меня нет деталей относительно движения, за исключением того, что грузовики Zavod № 1 не могли пройти тоннель в период с 22.00 до 06.00 без советского директора Завода, получающего специальное разрешение. Я не знаю, управляли ли другим движением в течение этих часов. Снег выпадал в этой области с середины ноября до середины апреля, но не было никакого пикового периода снега, и тоннель никогда не блокировался. Не было никаких замеченных периодов тумана. У меня нет информации о дренаже. Был дом охраны у каждого входа, где находились четыре-пять военных охранников, которые носили советскую униформу и были вооружены карабинами. Они управляли шлагбаумами у каждого входа".
Также встречается упоминание об эпидемии тифа в 1947 году, от которой в Подберезье умерло 11 советских граждан.