На днях выставку в музее посетил Владимир Николаевич Шапошников - сын начальника Волжского района и начальника работ Волжского района строительства канала Москва-Волга в 1934-1936 годах Шапошникова Николая Федотовича. Он осмотрел экспозицию "Волга течёт в Москву" и передал в дар музею нагрудный знак " Строитель канала Москва-Волга", принадлежавший его отцу.
Напомню, этот необычный значок был учреждён в июле 1937 года в ознаменование завершения строительства канала Москва-Волга, но положение о нём и его внешний вид был утверждён Призидиумом Верховного Совета СССР только в 1940 году. Естественно, множество строителей канала, особенно из рядов НКВД СССР просто не дожило до его вручения. Николаю Федотовичу повезло. Он был переведён со строительства канала на другой объект до пресловутого 1937 года.
Всего работникам ОГПУ-НКВД было вручено 237 таких знаков. У Николая Федотовича такой знак за №217.
А значок, который присутствовал на стенде в день открытия выставки - другого человека?
А значок, который присутствовал на стенде в день открытия выставки - другого человека?
Да, тот из коллекции московского коллекционера Сергея Гаева и у него 4-значный номер.
Со стороны Китая угрозу посчитали маловероятной и оборонительный рубеж с востока строить не стали. ))))
Пардон, но тогда угроза с востока - это ж Япония была. Не с монголами же Хасан и Халхин-Гол делили. И Шапошников там, кстати, был (я про Манчьжурию), правда, не наш.
Это значок "Ударник МВС (Москваволгостроя)". Выдавался уже в период самого строительства приказами Когана (начальника Управления строительства канала Москва-Волга). Самый демократичный. Вручался и заключённым и вольнонаёмным, но даже в большей степени заключённым. Его с одинаковой гордостью носили и на лагерной робе, и на парадных кителях НКВДшных начальников. Давал определённые льготы в лагере заключённым. Очень полезная штука для зеков, практически - путёвка в новую жизнь, правда если не расстреляют на переходе.
Тверской журналист Павел Иванов про рухнувший речной вокзал в Твери. Вскользь (достаточно спорно) проходит и по Дубне
Гибель империи
Вот так примерно мне и хотелось назвать этот очерк. Как раз накануне выпустив пост, посвященный последствиям такого символического акта, как ликвидация тверского трамвая, я никак не ожидал, что продолжение последует с ужасающей быстротой. Рухнуло здание, которое не просто символизировало имперскую мощь, а которое было чем-то большим. Вдумайтесь. Полтора десятка сел, город Корчева, десятки деревень, лучшие пахотные и луговые земли губернии, тысячи людей, изгнанных со своих родных мест, погубленное на корню Тверское Поволжье – когда-то богатейший регион Тверского уезда в районе Городни. Это не считая тысяч заключенных, умерших в ДмитЛАГе, ВолгоЛАГе и прочих «лагах», снесенный древнейший храм Твери в Отроче монастыре – вот не все перечисление состава ужасающей гекатомбы, принесенной молоху «Большой Волги».
Платой за это все стал, по большому счету, только имперский размах канала имени Москвы. Наукоград Дубна возник уже позже – и он слабо связан с каналом. А тогда, в 1938-1939-м, единственным осмысленным результатом этого советского имперского проекта стала роскошная водная дорога, соединившая Москву с Волгой. По-настоящему красивая. Нет, не говорите, что «сталинский вампир», «уродский стиль», «тоталитарное г…» и прочие безумные глаголы. Во-первых, это не так, и неоклассицизм в СССР создавался людьми, умевшими строить и понимавшими, что они делают. Во-вторых, Колизей не становится объектом, назначенным к сносу из-за гибели сотен и тысяч христианских мучеников на его арене. Есть своя правда в утверждении великой красоты на таких местах. Оправданием страдания должна обязательно стать лучшая жизнь. Чтобы такая… закрыть глаза и открыть и задохнуться от радости.
Речной вокзал в Твери, как и Северный Речной вокзал в Москве – это грандиозные манифестации империи. Ничего подобного до войны более не успело быть создано. Потом, конечно, создавали. Но специфика плотин и заводов-гигантов в том, что их не видит массовый обыватель. Они для него – абстрактная картинка с газеты или экрана. Здесь – конкретный образ идеального дворца для трудящихся. Пусть у него, трудящегося, редко есть деньги на путешествие, да и времени немного. Но право, право на это у него имеется.
Это дарование права, создание иллюзии входа в будущий рай – и было главной целью строительства речных вокзалов. Отправляясь от их колонн, человек ожидал увидеть преображенную природу новой, покоренной реки, иную реальность, которой в принципе не могло быть до революции. И верилось, что когда-то весь мир изменится, все человечество будет иным, устроенным на лучших началах. Великая сказка, оптимизм юного поколения, кровью своей на полях сражений отплатившего за эту веру. Но памятник их чистой веры в светлое будущее – вот он, вокзал. Я бы сказал, это вообще памятник тому поколению – бесконечно простому и сложному одновременно. Мы не сможем это здание воспроизвести – никогда. Потому что мы не верим в то, во что они верили…
Как это было
Вокзал рухнул красиво. Именно как положено умиравшему зданию, он поскрипел, несколько раз судорожно вздохнул с хрипом, чтобы люди успели принять меры и убраться подальше от опасности. На это все у людей было несколько часов. В 23.30 7 августа произошло первое обрушение. А уже через час в сеть начали выкладывать первые ночные фотографии, на которых, правда, все равно ничего было не разглядеть.
К утру стало очень весело как после землетрясения, когда становится ясно, что все выжили. К вокзалу сбежались любопытствующие, чтобы поделиться сногсшибательной новостью, что он все-таки рухнул. Как любое событие такого масштаба (а федеральный отклик предчувствовался, что называется, с первых минут), оно привлекло тучи зрителей и комментаторов. Еще бы - рухнуло "лицо города", его символ.
Полностью здесь http://www.tversvod.ru/event453/
Оказалось, что в Тверском речном вокзале через 80 лет сработала бомба замедленного действия, заложенная ещё троцкистско-зиновьевскими вредителями из "Промпартии" и прочими контриками.)))
Статья из газеты "Москва-Волгострой" за 6 марта 1937 года.
А значит привёл её в действие нынешний недострелёный троцкист Гельман при содействии тверских властей.
Так вроде это был шлюз, мне помнится.
Потому что не было 80 лет назад ни Дубны, ни троцкистско-зиновьевских вредителей в ней.
Антонов еще сказал, что мониторят они каждый день (365/52/7/24):
– Запас прочности, который был заложен при строительстве Канала имени Москвы, довольно велик. Живучесть всех объектов рассчитывалась на весьма продолжительный период времени, и можно не опасаться за их конструктивную устойчивость. Конечно, постепенно изнашиваются металлоконструкции, где-то разрушается бетон, происходит оголение арматуры, сколы, трещины… Фильтрация воды через земляные элементы также неизбежна, полного ее гашения достичь сложно, главное – чтобы она находилась в устойчивых характеристиках. За этим пристально следят группы наблюдения, которые осуществляют мониторинг, проводят осмотры, снимают показания с пьезометров – приборов для измерения гидростатического давления.
Ё.. к.. лмн. Опять хотел просто процитировать и снёс чужой пост. (((((