Попалась дискуссия об исторической памяти в Сыктывкаре - фрагмент про Канал им. Москвы (плюс десяток слайдов) - здесь
«Это даже не древнеегипетские масштабы ручного труда»
Канал длиной 128 километров проходит по территории трех субъектов Российской Федерации. Его ширина — 85 метров, а глубина — 5,5 метров. Это полностью искусственное и очень сложное с инженерной точки зрения сооружение было построено заключенными с 1932 по 1937 год. Специально для его строительства был создан лагерь в городе Димитров — «Дмитлаг». Обилие ресурса ручного труда было так велико, что механические работы почти не велись. На строительстве работало от 16 до 190 тысяч человек одновременно. 26 тысяч человек погибли или были расстреляны. Вот что рассказала Наталья Самовер (координатор экспозиционной и выставочной деятельности Сахаровского центра):
— Это даже не древнеегипетские масштабы. Их надо умножить во много раз, чтобы получить работу, которая была выполнена при строительстве канала. Именно это придает объекту уникальность. Ничто на земле в это время не строилось так, и здесь нечем гордиться. Но канал уникален, к тому же он был крупнейшим архитектурным ансамблем в СССР. Он создан по единому архитектурному проекту и единому инженерному замыслу. Когда объект был пущен в эксплуатацию, архитекторов и скульпторов арестовали и расстреляли. Это напоминает легенду о зодчих Барме и Постнике, которые были якобы ослеплены после того, как построили Собор Василия Блаженного.
Где захоронены погибшие строители, до сих пор неизвестно, ясно только, что по берегам канала. Результаты аэрофотосъемки и воспоминания местного населения дают предположительно два места, но захоронения до сих пор не выявлены и не обследованы.
Канал функционирует, он не был перестроен. Изначально по нему ходили даже морские суда. КиМ до сих пор регулирует состояние искусственных водных систем всей Центральной России, является источником питьевой воды для Москвы, поддерживает уровень Москва-реки. Его шлюзы, заградительные ворота и даже насосные станции архитектурно полноценно оформлены. По берегам разбиты парки. В начале канала, рядом с городом Дубна, до сих пор стоит огромный памятник Ленину — единственный уцелевший мегамонумент времен Сталина. Раньше напротив него — на другом берегу — стоял такой же громадный Иосиф Виссарионович. Но памятник ему демонтировали в 1968 году. Заканчивается канал в Щукинском районе Москвы Северным речным вокзалом, выстроенным в виде речного судна. Телескопический шпиль вокзала, украшенный одной из звезд Кремля, должен был подниматься во время навигации. Но сейчас этого не делают, вокзал заброшен и ветшает. Шлюз в Москве тоже пострадал от небрежения и безжалостной эксплуатации. Сейчас канал и все его сооружения никак не охраняются из-за отсутствия статуса объекта культурного наследия России.
В краеведческих музеях вдоль канала есть экспозиции, посвященные его строительству. Нация помнит о значимости объекта, а государство — нет, оно отстало. С точки зрения Всемирного наследия важно, чтобы объект не был заброшен, чтобы вызвать интерес у туристов. Если будет написана заявка на его включение в список ЮНЕСКО, то нужно сделать это на основании двух критериев — четвертого («является выдающимся образцом типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) человеческой истории») и шестого («прямо или косвенно связан с событиями или живыми традициями, с идеями или верованиями, или произведениями литературы и искусства, имеющими мировое значение»). Подобные сооружения уже включены в список всемирного наследия: Каналь-дю-Меди (Франция), канал Ридо (Канада), акведук и канал Понткисиллте (Великобритания). У нас был бы шанс вписаться в этот тренд, все нормально с ценностью и подлинностью объекта, но очень плохо с государственной охраной.
Про Постника и Барму это круто. Меркуров, наверное, в гробу заворочался.
А чего заворочался-то? Не казнили - значит, недостаточно талантлив?
Вот тоже с ужасом жду, что нам мемориаловцы в субботу наговорят. Могут ведь запросто фигурально и утопить и шашками порубать всех строителей канала. Чё их жалеть 80 лет спустя? Солидно будет!
Вспомнилось обиженное интервью в прессе сына скульптора Веры Мухиной. Он сказал, что Меркурову за иваньковские монументы кучу денег казна заплатила, а маме за "Рабочего и колхозницу" - почти ничего.
А чего их шашками рубать? Вроде же у Мемориала курс - на невинно убиенных?
Вот может оказаться, что буквально все - невинные жертвы. Если уж архитекторов всех виртуально постреляли, то чё уж простых зеков жалеть.
Хотя реально расстреляли только заключённого архитектора Янжула и вольнонаёмного начальника архитектурного отдела Фридлянда, который проектировал может быть и неплохо, но имел несчастье жениться на сестре Ягоды.
А чего их шашками рубать? Вроде же у Мемориала курс - на невинно убиенных?
По какой-то легенде, когда Суворова спросили, какое число убитых турок писать в донесении матушке императрице, то он ответил - "Пиши поболе, чего их супостатов жалеть". Так вот иногда складывается впечатление, что сейчас по многим вопросам истории остаётся такой же подход к своим же собственным гражданам, погибшим в годы репрессий и в ходе различных войн. При советской власти цифры замалчивались или занижались. В конце 80-х начале 90-х, когда началась гласность и на нас обрушился поток недоступной ранее информации, мы "на ура", на веру, заглатывали слова "о десятках миллионов". Маятник из одной крайней точки шарахнул в другую. Сейчас страсти поулеглись, можно спокойно анализировать, взвешивать все за и против. Но некоторым упорно хочется, чтобы маятник не останавливался в точке равновесия.
После Суворова схожий "урок" дал богатенький мальчик, сын печатного магната Пьеру Ришару в фильме "Игрушка". Что погибших в катастрофе должно быть много, иначе публика не ужаснется и газету покупать не будет. Но если журналистам подавай "горячие новости", то историкам следует оперировать "холодными фактами". Этому в институтах должны учить. Хочешь эмоции, так ступай в писатели любовных романов. В истории "фантазии" не допустимы. Но провокаторов много. Вон Бильжо на днях отличился.
Бильжо "подкрался" уже почти к самой Дубне. 🙂 В Веретьево на реке Дубне, куда многие юные дубненцы, отправлялись в свое время в трудовой лагерь, теперь создана арт-усадьба, где один из номеров оформлен этим автором.
http://artveretevo.ru/housetype/3/
"Стилистика советского мещанского уюта, возведенная в ранг искусства. И, разумеется, любимый персонаж художника - Петрович. При создании комнаты было очень сложно объяснить рабочим, почему они, сделав стены из таких высококачественных материалов, должны «испортить» их словом из трех букв. Находящиеся в комнате артефакты предоставлены лично Андреем Бильжо. Стоимость 3 500 рублей с человека в сутки при двухместном размещении, 5 000 рублей в сутки при одноместном размещении".