В журнале “Москваволгострой”, технико-экономический журнал строительства канала Москва-Волга НКВД СССР, №10 (16), октябрь 1935 года опубликована статья инженера Л.Волкова "Труба № 170 на реке Сестре"
http://moskva-volga.ru/moskvavolgostroj-10-1935/
Первоначально предполагалось, что будет построен "мост-канал", то есть Сестра потекла бы не под каналом и Дмитровским шоссе, а над ними. По экономическим причинам от этого решения отказались, как слишком затратного. Кроме того в октябре 1933 года было принято решение об увеличении габаритов канала - это тоже повлияло на отказ от "моста-канала".
Строительство велось в 100 метрах правее от русла реки Сестры. То есть сейчас Сестра под каналом протекает не по своему историческому руслу.
Термин "трёхочковая" вполне официальный. Я его не придумывал.
Ближайшим аналогом подобного сооружения в те годы являлся дюкер на Среднегерманском канале, пропускавший под каналам реку Окер. Сохранился ли он до настоящего времени или немцы его заменили на что-то более современное я не знаю.
Фамилия инженера Волкова, автора проекта, в журнале обведена в рамочку, то есть по какой-то причине к октябрю 1935 года его уже не было в живых.
Первоначально предполагалось, что будет построен "мост-канал", то есть Сестра потекла бы не под каналом и Дмитровским шоссе, а над ними. По экономическим причинам от этого решения отказались, как слишком затратного. Кроме того в октябре 1933 года было принято решение об увеличении габаритов канала - это тоже повлияло на отказ от "моста-канала".
Вот не могу я себе представить мост-канал там даже в качестве технического бреда. Чё-то несколько загнул тут товарищ Волков. Был даже не проект, а прикидочный вариант не делать там никакой трубы, а сделать плотину (она же дамба канала) и поднять уровень Сестры выше её пересечения с каналом до его уровня. Утопили бы ещё кучу деревень вдоль Сестры, Яхромы и Крутца... и наш родной дурдом. Образовалось бы Сестринское водохранилище. Дорога Дубна-Конаково от парома шла бы сейчас как по Арабатской стрелке, между двумя морями к острову Домкино.
Принять воду Сестры в Канал, а с другой стороны пропорционально выпускать. Так сделано с Клязьмой. МикроГЭС соответственно в Карманово можно было бы усудобить. Шлюз запасной в Сестру для транзитных мелких судов (чтоб в основном на БВ не мешались).
Так теоретически было можно, но кой-какие санэкологи были уже и тогда. Они сказали: фиг грязная сестринская вода будет в Канале. У нас в Москве своей хватает.
Существующий дюкер имеет в качестве прототипа пересечение реки Окер со Среднегерманским каналом. Почему не предположить, что и при проработке вариантов моста-канала рассматривались зарубежные аналоги? Магдебурский водный мост начали продумывать ещё в 1919 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Магдебургский_водный_мост
Тут удалось обойтись без обширного затопления окружающих территорий - по бокам соорудили дамбы.
На мой взгляд с трубой вышло изящнее. Сам мост-канал был бы огромной длинны. Скат рельефа к Сестре начинается аж от аварийных ворот. Единственный плюс моста вижу в том, что дорогу на Конаково можно было бы тоже пропустить под ним и не надо паромной. Но для Дмитровки тогда нужен был бы ещё один мост через Сестру.