Вот беспокоит меня как-то этот вопрос? Не знаю, почему. Вот как-то левобережным краеведам может и не интересно, а меня беспокоит. Странное какое-то и многолетнее умолчание. Вот про Дмитлаг, Иваньковский гидроузел и пос. Большая Волга мы кое-что знаем и до сих пор находим артефакты этой стройки. Понимаем, что это были десятки тысяч заключённых и неизвестное число вольнонаёмных. Стараниями краеведов старшего поколения (М.И.Буланова прежде всего) знаем множество фамилий и биографий строителей.
Про строительство ОИЯИ, лагеря, Лепилова-Аниськова и огромный строительный комплекс в Александровке - в курсе. До сих пор что-то из остатков былой мощи видим своими глазами. Этот же мощный строительный кулак построил Тензор-Атолл и почти всю нынешнюю ИЧ и БВ.
А вот кто построил сам филиал завода №30 и посёлок Новостройка? Что за строительная фирма или лагерь? Ну, вот хотя бы ту часть, что возвели до войны? Нет ответа. В главном источнике, книге Г.А. Савельева "От гидросамолётов до суперсовременных ракет" (и на сайте самого ДМЗ аналогично) написано:"Основные строительные и сантехнические работы выполнялись хозяйственным способом, а подрядными организациями (Мосвзрывпромом, Коордорстроем, Строймонтажем) велись работы по прокладке дренажных канав, мощению дорог, изготовлению и монтажу металлоконструкций". Из этого же источника знаем фамилию начальника строительства: Ястребилов Ефим Тарасович (кстати, никаких иных сведений о нём нигде не нашёл). Где он и что сним стало - не понятно.
Что такое "хозяйственным способом"? Работники Савёловского авиационного завода забабахали себе филиалище в Дубне за счёт своих внутренних ресурсов? В свободное время? В разделе истории сайта савёловского завода почему-то этот подвиг никак не отразился. http://www.smz-stanki.ru/company/history/istoriya.php
Да, мы читали в воспоминаниях левобережных ветеранов, что практически всё Подберезье перешло работать на завод. Даже колхоз и обувные мастерские все там распались. Ну, и это всё? Ну пусть это сто-двести человек. А ведь для строительства такого завода в условиях низкого уровня механизации того времени нужны тысячи и тысячи людей. Где их взяли? Куда они потом все делись? Где их воспоминания?
У меня есть только одна зацепка. Одна сказанная вскользь в статье Сергея Гора "Тридцатка" фраза, возможно взятая из рассказов левобережных сторожилов: " Рядом с Подберезьем располагался Грабарский посёлок. Жителей этого посёлка, основная часть которых состояла из приехавших на строительство канала украинцев и заключённых Дмитлага, переселили в срочно отремонтированные бараки (видимо, того же Дмитлага)."
Вот этих людей могло быть тысячи. Получается, что нынешнюю Тридцатку тоже основал Дмитлаг. А Савёлово построило тут завод гидросамолётов не потому, что здесь море и большая вода. Потому, что здесь в 1937 году было кому строить.
Звякнула Гору, говорит, что много зэков после строительства канала остались "по месту отбытия", они строили. Ну и местные, и грабари.
В выступлении Н.Н. Прислонова в библиотеке на левом берегу были приведены документы, что в 1946 году, когда на завод ожидалось прибытие сотен немецких специалистов с семьями, то одной из проблем их размещения как с точки зрения жилья, так и рабочих мест было то, что определённая часть заводских производственных площадок и жилья принадлежала ВРГС. Работники гидросооружений жили вперемешку с работниками завода в кирпичных домах на улице Октябрьская. Более того один из новых домов строился в кооперации двух ведомств. И если своих работников завод мог выселить из занимаемого жилья достаточно легко, то чтобы выселить работников ВРГС нужно было договариваться уже между ведомствами.
То есть прибытие немцев позволило "зачистить" левый берег от наследия ВРГС и сделало его на тот период чисто авиационным.
Тем не менее остаётся много вопросов. Мне кажется маловероятным, что Савёловский завод сам смог бы строить в Иваньково и одновременно заниматься налаживанием авиационного производства в Савёлово даже используя рабочую силу Дмитлага. Наверняка под крылом левобережного завода работала какая-то мощная строительная организация.
Ведь всего за 4 года до войны завод успел построить только на площадке: главный корпус с основными цехами (механический, гальванику, литейный, кузнечный, сварочный, штамповочный, цех подготовки производства, пристройку бытовых помещений, агрегатный и сборочные цеха), гараж, котельную, пожарку, фабрику-кухню и даже очистные. Да ещё Заволжскую базу и этот гидродром с молом на море.
А в посёлке значит в камне: школу №1, ясли, детский сад, родильный дом, клуб, амбулаторию, почту, сберкассу. И по жилью: кучу деревянных домов и бараков, угловые сталинки квартала Макаренко-Октябрьская-Ленина-Маркса. 2-этажки по Маркса и Ленина.
Да такого даже могучий Дмитлаг на БВ не смог бы осилить, выполняя прежде всего основные задачи. Тут одних инженеров, прорабов, мастеров, бригадиров, геодезистов и пр. батальон надо. Естественно, что это всё не могло управляться силами какого-то савёловского ОКСа. Мы, очевидно, чего-то главного не знаем. В ВРГС (,а может и в Управлении всем Каналом) нет архивов, относящихся к первым годам эксплуатации (у этой конторы были другие названия и несколько раз менялось подчинение), а в ДМЗ естественно нет архивов завода №30. Он уехал в эвакуацию, а вернулось как бы совсем другое предприятие.
Я подозреваю, что было какое-то мощное совместное строительное предприятие с бывшими структурами Москваволгостроя. С опытными управляющими кадрами и техникой. А потом как-то перед войной незаметно рассосалось, не оставив следов. А его заслуги присвоил себе нынешний ДМЗ
А в нашем архиве городском ничего по этой теме не искали?
Вообще-то в Подберезье и Иванькове много народу проживало. Плюс окрестные деревни, Кимры... Ну и зэки. рабочей силы должно было хватить. Из книги Гора "Тридцатка":
В дореволюционные времена (до 1917) в Подберезье насчитывалось порядка 200 дворов, а в семьях было по 5-8 детей...
Подавляющая часть мужского населения Подберезья, начиная с раннего детства, приобщалась к сапожному делу...
Насильственная коллективизация крестьян и раскулачивание сильных хозяйств, вопреки ожиданиям советского руководства, не способствовала развитию сельского хозяйства. Напротив, привела к его упадку.
Когда началось строительство филиала №30 и заводского поселка, подберезцы потянулись в Иваньково. Кроме подберезцев, рабочие кадры пополнялись за счет жителей из других окрестных деревень. Привыкшие к труду с детских лет, они быстро осваивали профессии строителей, а позже - заводских рабочих и служащих.
Рядом с Подберезьем располагался Грабарский поселок. Жители этого поселка, основная часть которых состояла из приехавших на строительство канала украинцев и заключенных Дмитлага, переселили в срочно отремонтированные бараки. Всего на улице Стахановской (ныне Свободы) было 26 бараков-общежитий...
Барак - это длинное одноэтажное деревянное строение, разделенное, как правило, на две половины с отдельными входами. В каждой половине проживало до 25 человек...
В первые годы строительства завода была проложена дорога, соединившая Подберезье и Кимры. Рабочие вручную очистили трассу от леса, сделали подсыпку из песка и выложили полотно дороги булыжником. Все 20 верст этой дороги три бригады строителей проложили за лето.
Ну, это было настолько задолго до города, что это бесполезная затея. Единственные зацепки: архив Управления Канала имени Москвы и какие-то архивы наследников Минавиапрома (даже не знаю, как сейчас это может называться). Да авиаторы скорее всего всё это сдали в какие-то госархивы. Если уж сам Савельев, имея связи в министерстве, смог найти жалкие крохи информации по этим годам, то краеведам там вообще пока делать нечего. Надо ждать, когда всплывёт в общем доступе в госархивах.
Не так давно Канал и ДМЗ сцепились там юристами по поводу законных-незаконных построек ДМЗ на 210-ой дамбе. И сами обратились к краеведам: нет ли у нас чего по их собственности.)))
Надо куда-нибудь Гучу заслать, она мастерица по архивам рыскать и зерна из плевел добывать))
Вообще-то в Подберезье и Иванькове много народу проживало. Плюс окрестные деревни, Кимры... Ну и зэки. рабочей силы должно было хватить. Из книги Гора "Тридцатка":
В дореволюционные времена (до 1917) в Подберезье насчитывалось порядка 200 дворов, а в семьях было по 5-8 детей...
Это я всё понимаю, разговаривал, да и имею в родне строителей из кимрской и конаковской округи. Но они все каменщики да маляры. А вот довоенных инженеров, снабженцев, плановиков среди них нет. Этой громадной стройкой кто-то должен был руководить. Вот у Дмитлага - большие инженерные отделы в Дмитрове и на БВ. Кучу управленцев Буланов нашёл. У посёлка физиков некие загадочные "ленинградские проектировщики" (целая улица у нас в честь их названа) и не раз проверенные лепиловские прорабы. Недавно вот всем миром архитектора раннего ОИЯИ вычислили. Тоже питерский.
А вот на ЛБ - кто такой умный проектировал, управлял и увязывал аж до 60-го года? У Селезнёва написано - некий Гипроавиапром. Хто ето? Где сейчас все эти люди. Неужели никто не зацепил кимрской подруги и не остался тут навсегда? Ау! Отзовись из мрака!)))
История ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» начинается с создания на базе самолетного и моторного сектора Главного управления авиационной промышленности Государственной проектной конторы «Авиапроект», которая Приказом НКТП (Народного Комиссариата тяжелой промышленности) № 487 от 9 июля 1932 года преобразована в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности - ГИПРОАВИА. А Приказом Народного Комиссариата оборонной промышленности № 011 28.01.1937 г. ГИПРОАВИА переименована в Первый государственный проектный институт – ГПИ-1.
Становление ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ», как крупной отраслевой проектной организации, происходило в ходе строительства и реконструкции заводов, ставших фундаментом отечественной авиационной промышленности. В связи с форсированным развитием авиации в предвоенные годы возрастали масштабы и сложность задач, стоявших перед институтом. Он пополнялся опытными кадрами из других отраслей и молодыми инженерами. Были организованы его первые филиалы в Ленинграде, Харькове и Куйбышеве (сейчас Самара).
В мае 1941 г. приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности № 174 «ГПИ-1» переименован в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности - ГИПРОАВИАПРОМ. С началом Великой Отечественной войны институт активно включился в работу по организации (практически «с колес») производства на десятках заводов, эвакуированных в считанные дни из европейской части страны на восток. В послевоенные годы резко возросли объемы и сложность работ. Создавались новые и реконструировались действующие производства по выпуску проката и заготовок из алюминиевых и титановых сплавов в Верхней Салде, Куйбышеве и других городах. Создавались и обновлялись научно-исследовательская, опытно-конструкторская и испытательная базы отрасли (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИЛС и другие институты).
Про Дубну нету(((
"Запомнились и некоторые другие случаи по работе в статлаборатории. В первый же год работы (а я пришел, как уже было сказано, где-то в феврале месяце) я обнаружил, что в статзале холодно, а в сильные морозы - и более того, - температура падала ниже нуля. В чем дело? Оказалось, внешняя стена статзала, выходящая на открытую заводскую территорию и в верхней части сплошь стеклянная, состоит из одинарных шибок в простых металлических переплетах. Ясно, что тепло она не держала. Я забил тревогу, вызвали главного механика завода, дело дошло до главного инженера. В конце-концов было решено поставить вторую застекленную стену, т. е. двойные стеклянные пакеты, что и было сделано в том же году в летнее время. Мы ломали голову, в чем же дело, почему проектанты допустили такой явный ляпсус. А потом выяснили вот что: проект завода еще начала 30-х годов был американским, а завод был предназначен для Калифорнии, где климат, сами понимаете, какой. Это мы узнали от Березняка А. Я., которому сам Андрей Николаевич Туполев, в один из приездов к нам, на завод (Березняковское КБ делало ракеты-подвески для туполевских бомбардировщиков) как-то сказал Александру Яковлевичу, что проект этого завода из Америки привез он, пользуясь хорошим отношением к нему американцев".
Из воспоминаний Кошелева Е.Г.
Во-во! А потом все кричат, что злые сталинские сатрапы зря засадили нашего гениального земляка в шарашку. Так он хотя бы перестал проекты заводов туда-сюда через границу возить.
Сюда перестал, а туда - мы не знаем))
Гипроавиапром до 1939 года находился в ведении наркомата тяжёлой промышленности и только потом перешёл в наркомат авиационной промышленности. А наш завод начали проектировать в 1935-м.
Впрочем в своей книге Савельев также пишет, что технический проект разрабатывался Гипроавиапромом.
Архив этой организации за 1933 - 1985 года хранится в Самаре в Филиале Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД).
"Государственный институт по проектированию авиационных заводов "Гипроавиа" создан приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР от 9 июня 1932 г. В 1936 г. переименован в Первый государственный проектный институт (1-ГПИ). Приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 22 июля 1941 г. переименован в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности "Гипроавиапром". Приказом Госкомитета по авиационной технике при ВСНХ СССР от 14 декабря 1964 г. переименован в Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности "Гипронииавиапром". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 мая 1982 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. преобразован в Акционерное общество открытого типа "Гипронииавиапром" (ОАО "Гипронииавиапром")"
"Аннотация:
Проектная документация.
Документы по проектированию агрегатных, авиационных, вертолетных, литейно-механических, машиностроительных, металлургических, моторостроительных заводов и зданий научно-исследовательских институтов".
Фонд Р-210
ед.хр. 1660 (1933 - 1968 годы)
http://guides.eastview.com/search/basic/FondSearchAction.html?fund_id=30454
Теперь идём на сайт Самарского архива
Смотрим прейскурант
"Составление исторической справки на фонд организации:
– за период более 10 лет
|
24400,00
|
– за период от 5 лет до 10 лет
|
12200,00
|
– за период до 5 лет
|
6100,00
|