Приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 22 июля 1941 г. переименован в Государственный институт по проектированию заводов авиационной промышленности "Гипроавиапром".
Вот работали раньше! Министр приказы в воскресенье подписывал!Однако, при таких расценках трудно будет что-то узнать в этом архиве. А узнать надо название генподрядчика.Вчера на чтениях один из левобережных ветеранов обещал глянуть в трудовую книжку своей мамы, которая работала до войны на строительстве будущего ДМЗ. Имеем шанс узнать наименование "генподрядчика", как сказали бы сейчас.
Ну вот отголосок одной судьбы жителя будущей Дубны именно из той категории, которую обсуждаем. Грабарь Москваволгостроя и строитель "тридцатки". Даже не украинец, а поляк. Последующая война стёрла его судьбу. Но вот правнучка взялась за кончик ниточки и распутала хитрый клубок необычных изгибов судьбы.
http://files.festivalnauki.ru/pdf/278.pdf
Отличная работа Виктории Антиповой! Одни письма прадеда многого стоят для понимания той страшной эпохи! Какая плотность бед и лишений на голову одного простого человека! Завожу на Медушевского Станислава Вильгельмовича учётную карточку строителя канала Москва-Волга. Надеюсь, когда-то появится краевед, который будет собирать судьбы строителей "тридцатки" ДМЗ. И ещё одна судьба будет поднята из бездны беспамятства.
Вот продолжает оставаться весьма любопытной ситуация вокруг топонима "посёлок Иваньково". Похоже, с октября 1937-го и аж по начало 50-х его не замечает никто. Как будто его нет. До войны - вообще нигде не заметен, кроме карт. Но даже и немцы, уже сильно после войны - игнорируют это название. Уже давно (1945 года) есть поселковый совет, но нет, называют именно по имени деревни. Странно.
Дитер Шеллер в своей книге, фрагменты которой я пытаюсь переводить на русский язык, так пишет про Иваньково и Подберезье:
"Этот рабочий поселок получал имя Iwankowo и включал Podberesje, Krewa, Bolschaja Wolga с сельскохозяйственными полезными площадями и вместе с тем также гидроэлектростанцию...
Свидетельства о рождении рожденных в Podberesje немецких детей документируют частично название населенного пункта Iwankowo, частично Podberesje. Это, вероятно, могло зависеть от того, что амбулатория с его родильным отделением лежало в старой деревне и название населённого пункта Iwankowo ещё не победило".
Ну вот запустил опрос в профильной теме на net-форуме. Посмотрим, чем поможет в этом вопросе широкая общественность. По ЛБ я не сомневаюсь, что у всех родившихся с 1937 по 1945 год будет стоять - Подберезье. А вот что может стоять в паспортах у родившихся с 1934 по 1945г. на БВ - загадка. Ну, то есть может конечно стоять - Большая Волга, но кто тогда выдал свидетельство? Пароходство?
Ещё кусочек текста из Шеллера, в котором тот описывает место своего проживания.
"Podberesje прорезали 2 главных оси: упомянутая деревенская улица с сельской идиллией и с бревенчатыми домами, фронтоны и окна которых украшала типично русская народная резьба. Перпендикулярно ей в юго-восточном направлении к Волге шла Ленинштрассе. Последняя вела через новый район Иваньково с кирпичными постройками на западе и поселением финских домов на восточной стороне. После крайнего каменного дома она пересекала Шульштрассе, и начиная отсюда финские дома находятся по обе стороны Ленинштрассе. Затем следовал заросший кустами небольшой холм, который использовался как снежная горка для катания на санях или небольшая лыжная трасса. Только вблизи Волги снова возникал небольшой участок деревянных домов, который получал у нас наименование «Рыбацкий поселок». Это были, вероятно, остатки первоначальной деревни Подберезье. Сегодня они окружены плотной дачной застройкой.
Ленинштрассе проходит примерно параллельно плотине Московского моря и утыкается почти вертикально в Волгу, которая течет здесь в верхнем течении еще в северо-восточном направлении, примерно, до Рыбинска.
Непосредственно перед дамбой на площади примерно 80 га находилась огороженная и строго охраняемая территория завода. Вне этого места работы наших отцов и их русских коллег вплоть до Ленинштрассе находились обширная территория,где располагались пожарная охрана, спортивная площадка, клуб, "гараж" - центральный парк транспортных средств предприятия - отель и, наконец, замыкал её квартал каменных домов между Октоберштрассе и Ленинштрассе. При этом Ленинштрассе по существу образовывала «разграничительную линию» между старым деревенским ядром Podberesje и сооружаемыми с 1937 новостройкам для производства. Исключением были упомянутые финские дома, которые возникали после войны".
Любопытное деление с Подберезьем по Ленинштассе.))) То, что Спортивная - это остатки старого Подберезья. требует проверки. Действительно на некоторых старых картах Подберезье изображается почти на берегу. Тоже надо бы что-то раскопать об этом предполагаемом переносе 18-19 веков.
Кстати, Дитер Шеллер приводит в своей книге фотографии некоторых своих личных документов.
Так 29 июня 1951 года после окончания 8-го класса за отличные успехи и примерное поведение ему выдана похвальная грамота. Реквизиты такие:
"Специальная средняя школа №2 пос. Подберезье Кимрского района Калининской области".
Специальная средняя школа №2 - это старая левобережная школа №3.
А 27 июня 1953 года Дитер Шеллер в этой же специальной средней школе №2 получает аттестат зрелости. Но выдан он уже в поселке Иваньково Кимрского района Калининской области.
К сожалению полиграфия не позволяет рассмотреть, что написано на печатях.
То, что Спортивная - это остатки старого Подберезья. требует проверки. Действительно на некоторых старых картах Подберезье изображается почти на берегу. Тоже надо бы что-то раскопать об этом предполагаемом переносе 18-19 веков.
Заливало, вероятно, в половодье или на долгое время оказывались отрезаны на острове, окруженном водой.
В выступлении Н.Н. Прислонова в библиотеке на левом берегу были приведены документы, что в 1946 году, когда на завод ожидалось прибытие сотен немецких специалистов с семьями, то одной из проблем их размещения как с точки зрения жилья, так и рабочих мест было то, что определённая часть заводских производственных площадок и жилья принадлежала ВРГС. Работники гидросооружений жили вперемешку с работниками завода в кирпичных домах на улице Октябрьская. Более того один из новых домов строился в кооперации двух ведомств. И если своих работников завод мог выселить из занимаемого жилья достаточно легко, то чтобы выселить работников ВРГС нужно было договариваться уже между ведомствами.
То есть прибытие немцев позволило "зачистить" левый берег от наследия ВРГС и сделало его на тот период чисто авиационным.
Вот удалось познакомиться с этими документами с помощью Музея ракет. Оказывается часть площадей промплощадки будущего ДМЗ и жилого сектора Новостройки в 1946 году числилось не за объединённым ВРГСом, а за Министерством электростанций СССР. Получается, что на этот момент не было единого ВРГСа и не было единого канальского посёлка Большая Волга. Иваньковская ГЭС относилась к одному министерству и имела своё жильё на ЛБ, а шлюзы (№1 и №2), тоннель, паромы, аварийные ворота и сами эксплуатационники нашего участка дистанции - к другому. Не исключено, что и безымянный посёлок водников на Дмитровском шоссе существовал как-то сам по себе и имел своё подчинение.
Это укрепляет версию о том, что бывший Дмитлаг в каком-то виде участвовал в строительстве авиазавода и посёлка на ЛБ. А вот вроде бы формально давно существующий посёлок Иваньково снова никак не упоминается. Как бы нет его.
Справка одной из работниц Канала. В 1938 году она принимала участие в строительстве 30-го завода.
Любопытное сочетание "шапки" бланка и печати. Т.е. не посёлок Новостройка, а просто - новостройка. Получается, абстрактный такой термин - синоним самого строительства завода №30, но не населённого пункта при строительстве. Но как почтовый адрес (в стиле: "Кимры, новостройка, п/я №5") видимо надёжно срабатывал без более точной привязки. Секретность в действии.
Если есть "Новостройка" значит должна была быть и просто "Стройка". Получатся, что "Стройка" эта плотина? Или какое-то строительство в Савёлово?
Я не знаю, какой смысл в данном случае вкладывался в термин "новостройка". Особенно круто, что этот же термин повторён в самом тексте справки просто как рядовое слово, а не как имя собственное.
Любая стройка - это новостройка, если речь не идёт о реконструкции. Возможно этим термином хотели условно отделить филиал в Подберезье от основного завода в Савёлово, строительство которого проводилось практически одновременно, но не на чистом месте, а на основе неких дореволюционных железнодорожных мастерских. А почтовый ящик №5 у них был общим? В любом случае, вариант, когда в шапке бланка из отдела кадров предприятия напечатано не то, что вырезано на самой печати предприятия - нечастый.
Вижу, что строит НКОП, НКАП образуется только в следующем, 1939 году.
В книге Дитера Шеллера два раза всплывает упоминание прото-Подберезья. Первое здесь уже приводилось:
"вблизи Волги ... возникал небольшой участок деревянных домов, который получал у нас наименование «Рыбацкий поселок». Это были, вероятно, остатки первоначальной деревни Подберезье".
Второй раз он пишет несколько иначе. Якобы по местным легендам изначально Подберезье располагалось на правом берегу Волги вплотную к деревне Иваньково, но все сельхозугодья Подберезья находились на левом затопляемом паводками берегу реки. Потом деревню решено всё-таки было перенести на левый берег.
Мне представляется, что всё-таки деревни с названием Подберезье на правом берегу не было. Существовало Иваньково, часть земельных угодий, которого было на левом берегу. Потом какая-то часть жителей Иваньково перебралась на левый берег и здесь основали деревню, которую назвали Подберезье. Сначало она находилась на берегу Волги в районе улицы Спортивной. Затем, вероятно, после какого-то особо мощного весеннего паводка её перенесли на современное место. А на старом месте остался, так называемый, "Рыбацкий посёлок".
Отголоски этих легенд и сохранились в памяти Шеллера.
Наследие:
Версия с отпочкованиям Подберезья от Иваньково и основанием Подберезья (топоним указывает на примечательное место) на левом берегу вполне вероятна. Упоминание в письменных источниках, по времени возникновения двух населённых пунктов, возможно подтвердило бы её.
Однако пока имеем самый ранний письменный источник -,Кашинскую Писцовую книгу 1628-29 гг., где в Дубенском стане синхронно упоминаются село Подберезье и пустошь, что была деревней Иванькова. Любопытно, что село априори больше и богаче чем деревня, тем более брошенная. В селе располагается храм. Следовательно, на первый взгляд, чем крупнее населённый пункт, тем он может быть древнее. И это аргумент в пользу Подберезья.
С другой стороны Кашинская Писцовая книга отчётливо фиксирует социально-экономическую ситуацию в здешней местности после Смутного времени, где много поселений, когда-то крупных и богатых, было просто разорено и заброшено. Понятно, что происходили локальные миграционные потоки: жители перебирались на новые места проживания, где вырастали новые хозяйственные центры. По этой логике не факт, что деревня Иванькова моложе Подберезья...