Кто построил "тридцатку"?  

Страница 3 / 4
  RSS

(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
29/08/2019 9:16 дп  

Судя по документу в музее ракет, наш великий земляк признавал свою причастность к созданию авиазавода в болоте за левобережной дамбой №210. Это явное доказательство для отнесения к славной когорте отцов-основателей нашего города. Вот чей памятник должен стоять в центре "тридцатки" прежде всего! Ведь и в Москве своих не забыл, вырвал своих земляков из объятий традиционного сапожно-башмачного бизнесу.  А вот почему сегодня вдруг Бахчиванджи, я не совсем понимаю.


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
29/08/2019 9:23 дп  

Кстати, хорошая идея для композиции в центр одного из левобережных царь-кругов, мне кажется.


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 1637
29/08/2019 9:51 дп  
От: vvr2a

 А вот почему сегодня вдруг Бахчиванджи, я не совсем понимаю.

 

Бахчиванджи, на мой взгляд, это своеобразный собирательный образ всей тридцадки периода жуткой засекреченности того времени. Когда о Березняке и том, чем тут на левом берегу занимается пол города говорить и писать нельзя было даже шепотом - писали о Бахчиванджи. 


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
29/08/2019 8:38 пп  
От: Leonid Бахчиванджи, на мой взгляд, это своеобразный собирательный образ всей тридцадки периода жуткой засекреченности того времени. Когда о Березняке и том, чем тут на левом берегу занимается пол города говорить и писать нельзя было даже шепотом - писали о Бахчиванджи. 

На счёт раньше я готов согласиться, но с позиции сегодняшнего дня довольно сложно понять, как история Бахчиванджи притянута к Дубне. Мне кажется, это затея Кандаурова. Неужели на ДМЗ и Радуге нет своих, долгие годы неизвестных широкой общественности героев?


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 1637
29/08/2019 9:55 пп  

История Бахчиванджи  притянута к истории левого берега, так же как история письма Флёрова Сталину к истории институтской части - какая-то искорка, которая в истории будущей Дубны не затухла, с которой всё началось. В одном случае ракетная тематика, в другом - атомная.

 История левобережья примечательна тем, что тут присутствует целый ряд "искорок", которые в итоге затухли и забылись -  темы и коллективы, которые возглавляли Четвериков, Гобунов, Угорец исчезли и растворились... Герои войны, включая целого генерала, возглавлявшие у нас различные учебные части, из которых тоже ничего не выросло в городе.  Плюс целая толпа выдающихся немцев. Один Гюнтер с МИГ-15 чего стоит.  Немцам, понятное дело, памятники никто ставить не собирается. А за остальных похлопотать некому.  Вот в Александровке поставили памятник курсанту, поскольку ещё свежа память, живы и в самом соку бывшие курсанты. 

 


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 1637
29/08/2019 10:16 пп  

Институтской части в этом плане повезло. Тут одна широкая колея. Распиаренные на весь мир отцы-основатели пребывали в городе десятилетиями. Хотя, безусловно, у институтской части присутствует большой грешок - умышленно или нет, но очень выборочно изучена тема до 1956 года. Как будто боятся испачкать белые костюмы. Даже памятник-крест строителям института поставил условный дядя Вася по собственной инициативе. 

Большая Волга могла бы отметится хотя бы памятными досками архитекторам плотины. Могли бы и про Меркурова вспомнить. 


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
30/08/2019 6:06 дп  
От: Leonid

История Бахчиванджи  притянута к истории левого берега, так же как история письма Флёрова Сталину к истории институтской части - какая-то искорка, которая в истории будущей Дубны не затухла, с которой всё началось. В одном случае ракетная тематика, в другом - атомная.

 

Нет ничего общего в этих историях. История Бахчиванджи абсолютно реальна, но просто не имеет прямого отношения к Дубне. Он тут никогда не был. Его имя только косвенно можно связать с Дубной через Березняка и немцев.

История письма Флёрова Сталину - это со строго краеведческой точки зрения вообще непонятно что. Миф, в который хочет верить ОИЯИ. Нет никаких доказательств, что оно вообще было. Не обнаружено. Ни в архиве Флёрова, ни в архиве Сталина. То, что хранится в музее ЛЯР - это восстановленный после войны по просьбе каких-то людей по памяти самим Флёровым вариант. Нет никаких доказательств, что это якобы бывшее письмо произвело хоть малейшее воздействие на ход дальнейших событий в атомном проекте. Сам стиль этого письма абсолютно не похож на реальное письмо никому неизвестного лейтенанта Верховному Главнокомандующему и главе державы. Достаточно прочитать и сравнить его по стилю хотя бы с докладами Берии и Курчатова по поводу уже реально выполненных больших дел типа взрыва атомной бомбы. Я уж не говорю о том, что никто не сверял даты этих писем и даты, когда авиачасть, в которой служил Флёров, попала в зону реальных боевых действий. Такая возможная мотивация поступков никому даже в голову не приходит.

This post was modified 10 месяцев назад 2 times by vvr2a

ОтветитьЦитата
(@losharik)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
30/08/2019 12:27 пп  

Какие-то письма были.

https://rg.ru/2019/08/29/rodina-vyzovy-flyorova.html


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
30/08/2019 2:14 пп  
От: losharik Какие-то письма были.

https://rg.ru/2019/08/29/rodina-vyzovy-flyorova.html

Да, "черновики", восстановленные позднее по памяти самим Флёровым. В архиве Сталина они не обнаружены. Совещание у Сталина 1942 года по продолжению работ по урановой проблеме было проведено не на основе писем Флёрова.  Возможно Флёров писал Кафтанову, референту Сталина по научным вопросам, но ответа тогда не получил. О том, что на Западе исчезли публикации по проблеме урана Кафтанов тогда знал и без флёровских писем.

Если какая-то заслуга Флёрова и была, то она сейчас несколько раздута. Всё таки Сталин решение по старту "урановых работ"  принял без флёровской подсказки.


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
30/08/2019 2:35 пп  

Мы съехали с темы.

Леонид, а как получается, что НИИПТ, не создав за столько лет своего существования сколь-либо серьёзной индустрии по линиям электропередач постоянного тока (всего несколько линий с большими техническими проблемами, как я понимаю), как-то пережил могучие кризисы 90-х - 2000-х? Значит сама эта тема так же имеет какие-то научные перспективы, как и 70 лет назад?


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 1637
30/08/2019 2:59 пп  

Я не сильно вникал в современные проблемы НИИПТ. Тему постоянного тока на западе потихоньку развивают. Основной прорыв, как я понял, произошел в 60-е - 70-е, когда смогли найти замену ртутным выпрямителям. У нас в России в НИИПТ от постоянного тока, вроде бы, осталось только название. Пережил он кризисы, вероятно, потому, что находился во второй столице. Наверняка, сдача в аренду помещений и т.п. 

Фотографии 2010 года

http://www.hiddenside.ru/photos/industrial/spb/zabroshennyy_nii_postoyannogo_toka_2010.htm

 

"В 2018 году принято решение о застройке жилого массива на территории ОАО "НИИПТ" по адресу ул. Академика Константинова д. 1. На месте производственных цехов будет построен жилой многоквартирный массив. В декабре 2018 года начались первые работы по сносу производственных зданий. Многие сооружения спиливают без возможности дальнейшего использования".

https://ru.wikipedia.org/wiki/НИИПТ

 

This post was modified 10 месяцев назад by Leonid

ОтветитьЦитата
(@silvestr)
New Member
Присоединился: 5 месяцев назад
Сообщения: 2
11/02/2020 8:53 пп  

Возвращаясь к вопросу:- кто построил 30-ку? Касательно топонима "Новостройка". В 38-41 годах "Новостойка" это ИТК "Новостройка"!  Вот и ресурсы строительства завода "хозяйственным" методом. В октябре 41-го  связи с приближением линии фронта "объект" был ликвидирован, личный состав уволен и передан в НКО СССР. Мало следов сохранилось ,так как при приближении немцев совершенно логичным было-бы срочно эвакуировать членов семей сотрудников  НКВД. И последней баржой это было сделано. Это тот караван, что дошел до Углича, где и вмерз окончательно в лед.  Судя по воспоминаниям, жили сотрудники в двухэтажных домах на берегу Волги в районе изгиба нынешней Спортивной. Дома эти представляли некий "хутор" не привязанный ни к заводу ни к ВРГС. Но сами по себе были вполне комфортным жильем на фоне бараков. Наверно и ИТК находилась рядом, что было-бы логично.


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 1637
12/02/2020 2:35 пп  

В районе изгиба Спортивной (если не ошибаюсь, бывшей до 60-го года Дачной) среди деревьев на снимке 6.11.1941 просматриваются какие-то домики. Левее, примерно там, где сейчас здание водозабора из красного кирпича, чётко видны какие-то Г-образные здания за общим забором.


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
13/02/2020 5:47 дп  

А чьими конкретно воспоминаниями подтверждаются эти сведения? Как установить теперь мощность этого лагеря и степень его влияния на строительство "тридцатки"? И кстати, и в случае Дмитлага (Москваволгостроя), и в случае строительства № 620 и №833 (будущий ОИЯИ) параллельно имелось и какое-то гражданское (вольнонаёмное) управление строительством. Пусть и под руководством тех же самых НКВДшников.


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 384
28/06/2020 12:20 пп  

Вот всё таки позволю себе крупно выделить этот совершенно адский, на мой взгляд, текст. Я его ранее видел мельком, когда срочно искал что-то другое. И уже тогда ужаснулся, но потом всё никак не мог найти и решил, что мне описание этого космически-феноменального бардака в НКАП приснилось . Спасибо, Леонид! Разбудил.

Опытный завод № 30 НКАП, Филиал завода № 30 НКАП

/пос. Иваньково, г. Кимры Калининской обл./

Проектирование завода опытного морского самолетостроения начато в 1930г. Первоначально площадка была выбрана в Таганроге, по пр. ВСНХ № 313 от 2.10.1931г. перенесена в г. Ейск. В 01.1932г. завод (г. Ейск) входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. По пр. ГУАП № 15/324 от 15.06.1932г. строительство завода № 30 перенесено в Переяславль на Переяславское озеро, где объединено со строительством намечаемого завода № 116 (одновременно требовалось прекратить строительство в Переяславле завода № 122, подыскав ему новую площадку).133 В 1933г. строительство вновь перенесено в г. Казань, в 1934г. – в район Раменского Московской обл. Окончательно строительство на Иваньковском озере в Кимрском районе Калининской обл. утверждено Пост. СТО № С-59сс от 20.05.1935г. и № С-134сс от 8.10.1935г., в том же году Гипроавиапромом разработан проект завода с использованием водного бассейна и сооружений гидроканала Волга-Москва и утвержден в 07.1936г. Строительство завода было возложено на НКВД со сроком окончания (без монтажа) к 1.05.1937г. Проектная мощность – 300 самолетов (200 МДР-6 и 100 МТБ-2) в год. В 1936г. завод вошел в состав самолетостроительного треста ГУАП НКТП.

Строительство начато летом 1937г. на площадке мастерских гидроузла на левом берегу Волги у дер. Подберезье в двух километрах севернее Иваньковской плотины канала им. Москвы (Московское море). Одновременно с заводом строился рабочий пос. Иваньково, в который вошла дер. Подберезье (но был рабочий поселок Подберезье). В конце 1937г. был пущен в действие транспортный цех (гараж).

Первоначально завод проектировался как заготовительный филиал завода № 30 (пос. Савелово). Официально завод вступил в строй 10.07.1939г. (1-я очередь). В конце 1939г. сдано 12.000 м2 производственных площадей. К этому времени построены цеха: механический, покрытий, слесарно-сварочный, штамповочный, подготовительного производства, литейная мастерская, кузница. Оборудование для завода было закуплено в США («Калифорнийский проект завода по производству гидросамолетов»).

По пр. НКАП от 15.04.1939г. заводу поручено изготовление МТБ-2 конструкции А.Н. Туполева. Конструкторский коллектив завода возглавил А.П. Голубков.

По пр. № 111с от 10/13.03.1940г. завод № 30 (пос. Савелово) был переименован в завод № 288 НКАП, а филиал в Иваньково с 26.05.1940г. получил наименование завод № 30. С 07.1940г. завод передан в 1ГУ НКАП, по пр. № 262сс от 22.03.1941г. передан в 10ГУ. На конец 1940г. еще не был достроен. В 1940г. введены в строй: компрессорная, цеха агрегатной и окончательной сборки № 3, 5, 16, испытательная гидробаза. В 1941г. сдана в эксплуатацию центральная котельная.

Перед войной на заводе начали работать гл. конструкторы П.Д. Самсонов и И.В. Четвериков по опытному морскому самолетостроению.

План производства на 1941г.: 100 МДР-2. Также в 1941г. завод получил задание на освоение выпуска МДР-6. Сюда было передано 7 комплектов оснастки, но из-за недостатка площадей смонтировано было четыре.

15.10.1941г. завод № 30 10ГУ НКАП был эвакуирован и по реке направлен в Куйбышев. Оставшееся оборудование законсервировано и сдано под охрану. На р. Чкаловка завод был перегружен в железнодорожный эшелон и по пр. № 1110сс от 11.11.1941г. направлен г. Омск на площадку складов УГМР, переданных заводу № 29 НКАП (планировалась эвакуация в г. Чкаловск Горьковской обл. на Судоремонтный завод им. Ульянова-Ленина НКречфлота). Часть оборудования и личного состава в конце 1941г. переданы заводу № 25 НКАП. В 11.1941г. эшелоны направлены в Москву. В результате коллектив и мощности завода постоянно были на колесах, и завод так и не вступил в строй. По пр. № 1170сс от 18.12.1941г. мощности и личный состав завода переданы для формирования нового завода № 23 НКАП и № 30 НКАП. По пр. № 277с от 14.04.1942г. часть несмонтированного оборудования завода № 30 передана филиалу завода № 145 в Болшево.

На старой площадке в Иваньково по пр. НКАП № 372с от 11.05.1942г. образован новый опытный завод морского самолетостроения № 458 в системе 7ГУ НКАП.

Директор (1938г.)- А.П. Свердлов, (1939-08.1940г.)- И.Г. Загайнов, (08.1940-10.1941г.)- Я.К. Руденко, (10.1941г.-)- И.Н. Смирнов.

Начальник строительства (8.10.1937-46г.)- Е.Т. Ястребилов.

Гл. конструктор (1939-40г.)- А.П. Голубков, (01-10.1941г.)- И.В. Четвериков.

Гл. технолог (1939-42г.)- Б.Д. Иванов. Начальник производства (-12.1940г.)- С.П. Литвиненко (затем- директор завода № 465).

Производство: гидросамолеты: МТБ-2 (1939)- 1, МДР-5, МДР-6 (1941)- 21,98 Бе-4, МДР-7.2

https://oboron-prom.ru/page,31,predpriyatiya-21-40.html

Если считать, что этот текст и является ранней историей "тридцатки", а не то, что написано в книге Савельева, то не стоит удивляться судьбе некоторых наркомов и иных чиновников разных ведомств. Ибо на лицо  целенаправленная подрывная деятельность против Советской Власти. И нет смысла удивляться репрессиям по руководству этих ведомств. Ибо иначе как намеренно, так поступить невозможно.

И выбор промплощадки за 20 км в болоте на другом берегу Волги от материнского завода и железнодорожной станции, при отсутствии дороги и мостов как "заготовительного филиала" - ну это ли не повод для немедленного расстрела человека, принявшего это решение? Какая вообще могла быть реальная причина? Наличие лагерей и вольнонаёмных рабочих Дмитлага и наличие ГЭС?

This post was modified 6 дней назад 2 times by vvr2a

ОтветитьЦитата
Страница 3 / 4
Share:
  
Работает

Пожалуйста, Вход или Зарегистрироваться