Лагерь военнопленных  

  RSS

(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 3 года назад
Сообщения: 1303
10/02/2017 5:52 пп  

В воспоминаниях Дитера Шеллера, которому в 1946 году исполнилось 10 лет, есть несколько фрагментов посвящённых жизни военнопленных во второй половине 40-х годов прошлого века.

Вот один из них:

"В качестве одной из первых лыжных трасс использовалась полностью  заметённая снегом траншея в Школьном переулке, шедшая между рядами финских домов. Она была выкопана военнопленными для прокладки кабеля.  Естественно, что кататься на лыжах по ней можно было только тогда, когда пленные трудились в другом месте... 

Если на стройплощадке работали военнопленные, мы с любопытством подглядывали  за их деятельностью. Рано утром они приходили колонной под охраной двух солдат с автоматами  Калашникова, и приступали после короткой переклички  к своей тяжелой работе.  Скучающие  охранники наблюдали за ними, которая время  за папиросами.  Чтобы объявлять паузы, один из охранников бил в "колокол", в коротком ритме церковного православного звона. Это звуковое устройство было сделано из небольшого ржавого металлического столба, на  котором на крюке за кусок проволоки подвешивался отслуживший колесный диск грузового автомобиля.  Языком  колокола служил лист железа, который также был закреплён на столбе проволокой. Даже сегодня его характерный звук стоит у меня в ушах. Военнопленные,  пожалуй, также сохранили его  в своей памяти.   С другой стороны, по сравнению с тем, что им пришлось пережить на войне, свою жизнь в плену некоторые воспринимали, как спасение".  

 


Цитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 3 года назад
Сообщения: 1303
02/04/2017 8:30 пп  

По словам Клауса Якоба,  который оказался в Подберезье в возрасте 10 лет  вместе с  родителями, первыми на родину летом 1948 года были отпущены венгерские военнопленные.  Немецкие военнопленные оставались у нас до 1950 года.  

Судя по всему, наличие рядом с лагерем  большой общины гражданских  немецких авиационных специалистов с жёнами и детьми, способствовало вполне сносному существованию военнопленных. 

На снимке из личного архива Клауса Якоба группа немецких военнопленных в Подберезье в 1949 году. 

 

 

 


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 3 года назад
Сообщения: 1303
03/04/2017 12:15 дп  

Сам Клаус считает, что причиной неплохой, по тем  меркам,  жизни пленных в лагере в Подберезье было то, что немецким авиационным специалистам разрешалось  поддерживать почтовое сообщение со всем миром.  Семья Клауса, живя в Подберезье,   переписывалась с Францией, Канадой, Западной и Восточной Германиями.  Поэтому советскому руководству было не к чему, чтобы по этим каналам расходилась негативная информация о жизни не только авиационных специалистов, но и находящихся рядом военнопленных. 


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 3 года назад
Сообщения: 1303
04/04/2017 12:46 пп  

Попросил Клауса нарисовать на старой аэрофотосъемке 1941 года границы лагеря военнопленных , существовавшего после войны.   По интересной иронии судьбы сейчас это улица Свободы.  В 1960 году, когда Стахановскую переименовывали в Свободу, те люди которые проводили переименование, не могли не знать про лагерь.  Почему они решили дать улице именно это название? 


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 3 года назад
Сообщения: 1303
04/04/2017 9:27 пп  

Как рассказывает Клаус -  лагерь был обнесён забором из колючей проволоки высотой примерно 3 метра. Имелись вышки, на которых всегда находились часовые.  Немцы-  авиационные специалисты могли спокойно общаться с пленными через колючую проволоку. Однако передавать что-либо запрещалось. Однажды кто-то из немцев снаружи просунул в лагерь мешок с яблоками. После чего у этого нарушителя порядка  возникли определённые проблемы. 


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member
Присоединился: 3 года назад
Сообщения: 277
05/04/2017 9:07 дп  

Странное дело. Считается, что когда привезли этих самых авианемцев, то жителей и работников завода выселили из имевшихся домов и квартир в эти самые бараки на Стахановцев, построенных то ли ещё Дмитлагом, то ли Новостройкой. Во всяком случае, других сохранившихся в значительном количестве бараков я на авиафото 1941-42 годов не вижу. А теперь господин Клаус нам рисует, что все эти 30 бараков занимал огромный лагерь. Очевидно, что народу там должно быть больше, чем во всей остальной "тридцатке" в купе с Подберезьем. Причём, что характерно, ранее наличие в лагере именно пленных немцев не признавал ни один из сторожил в своих воспоминаниях. Считалось, что только румыны, принимавшие участие в сборке финских домиков и расчистке завода.

Где же тогда после войны жили обычные жители Иваньково? В Подберезье?

 


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 3 года назад
Сообщения: 1303
05/04/2017 9:57 дп  

Лагерь присутствует и на ЦРУшной карте, которая здесь уже приводилась. Это прямоугольник под номером 33.  

Подробности этой истории   в РГВА на Водном стадионе в Москве.  Может когда-нибудь кто-нибудь  покопается в архивных  бумагах и тогда будут понятны все детали. 


ОтветитьЦитата
Share:
  
Работает

Пожалуйста, Вход или Зарегистрироваться