Уведомления
Очистить все

МТБ-2 и завод №30  

  RSS

(@losharik)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 8 лет назад
Сообщения: 431
01/04/2019 6:24 пп  

...по-настоящему надежды на внедрение МТБ-2 в практику советской морской авиации связывались с новым заводом No.30, строительство которого развернулось в 1938 г. на Московском море в местечке Савелово.В  соответствии с Правительственными решениями и приказом Наркомата авиапромышленности (НКАП - именовался так с 21 января 1939 г.) от 19 апреля 1939 г. савеловскому авиазаводу No.30 следовало приступить к серийному изготовлению МТБ-2. Главным конструктором завода No.30 назначался А.П. Голубков, а его конструкторский коллектив - 20-й отдел завода No.156 - должен был в течение недели перебазироваться в Савелово. Количество МТБ-2 4М-87А в первой серии определили в 5 экземпляров. Далее должны были строить МТБ-2 с двигателями М-88, с которыми заметно улучшались его летно-технические характеристики. По расчетам, с полетным весом 21500 кг максимальная полетная скорость модернизированной летающей лодки составляла 400 км/ч. В еще более отдаленном будущем при совершенствовании базовой модели предполагалось использовать перспективные двигатели М-90 и М-71 - прочность планера самолета позволяла это сделать.

Весь 1939 год прошел в подготовке к серийному производству. Между тем, завод No.30 долго достраивался, хотя официально вступил в строй 10 июля 1939 г. Тогда же, в июле 1939 г. нарком ВМФ, флагман флота 2-го ранга Н.Г. Кузнецов (назначен на должность в апреле 1939 г.) направил на имя председателя Комитета обороны В.М. Молотова письмо (No. 2076сс), в котором говорил о проблемах своего ведомства. В отношении морских самолетов он сообщил следующее:

"Внедрение опытных морских самолетов в серийное производство также сильно затягивается, установленные Правительством сроки срываются. Так, по утвержденному Комитетом Обороны плану заказов, первая серия гидросамолетов МТБ-2, в количестве 5 штук, должна быть построена в 1939 году. Из-за срыва сроков строительства завода No. 30, это Правительственное здание выполнено не будет и целиком переносится на 1940-й год.

По докладу начальника авиации комдива Жаворонкова, недавно лично ознакомившегося с заводом No. 30, строительство завода и на сегодня идет крайне медленно, так же медленно и неорганизованно ведется подготовка производства к постройке серии.

Кадры строительных рабочих завода No. 30 - малочисленны, не закреплены за участком, часто меняются. Стройка и сейчас не обеспечена основными строительными материалами: металлом, кровельным железом, рубероидом, битумом и пр.

До сих пор на заводе нет развернутого плана подготовки производства к запуску серии, и основные работники завода не имеют ясного представления о том, как организовать подготовку на своих участках. Кадров инженерно-конструкторских работников и производственных рабочих для выполнения задания в срок совершенно недостаточно. Так, например, в серийном конструкторском бюро вместо необходимых 78 конструкторов имеется 7, и бюро еще не приступило к подготовке серийных чертежей для производства.

По единодушному заявлению ряда руководящих работников завода No. 30 начальнику авиации комдиву Жаворонкову, план снова выполнен не будет, если не будут приняты в самом ближайшем времени необходимые мероприятия".

http://www.airwar.ru/enc/sww2/mtb2.html


Цитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 8 лет назад
Сообщения: 424
03/04/2019 4:56 дп  

Да, ссылочка весьма любопытная. Если верить материалам, представленным в ней, то выходит, что самая известная книга об истории ДМЗ (Г.А. Савельев. От гидросамолётов до суперсовременных ракет.) содержит недостоверную информацию. Получается, что филиал авиационного завода №30 в Подберезье до войны и во время войны вообще не изготовил ни одного самолёта. Ни Че-2 (МДР-6), ни МБР-2 (АНТ-44). То есть, никакого "От гидросамолётов..." (да ещё и во множественном числе) не было. Было: "Авиационный завод No.30 в 1940 г. частично простаивал, его продукцией в этот период стали запасные части к старым разведчикам Р-ЗЕТ, учебные кабины для СБ и 100 комплектов колесных тележек шасси для бомбардировщиков ТБ-3."

Значит немцы в своих воспоминаниях правы, когда говорят, что это они и сделали авиазавод в Иваньково именно авиазаводом?


ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 8 лет назад
Сообщения: 1817
03/04/2019 12:18 пп  

Как я понимаю, автор статьи рассматривал ситуацию только с точки зрения КБ Голубкова. Действительно Голубков на заводе много не наработал. Вполне вероятно, что его именно по этой причине и перевели отсюда.  

Дальше дела пошли шустрее. 

"В 1940 г. Четвериков стал главным конструктором и директором завода, выпускавшего эти летающие лодки. В том же году был построен усовершенствованный вариант МДР-6А.

У новой машины крыло стало короче на 4,8 м. Для снижения взлётной и посадочной скорости на крыле установили закрылки. Носовой части лодки и фонарю кабины лётчиков придачи более обтекаемые формы. На испытаниях получили рекордную скорость — 454 км/час, соизмеримую с показателями «сухопутных» бомбардировщиков, правда, при этом дальность полёта уменьшилась до 2000 км. Итогом модернизации МДР-6А в 1941 г. стал гидроплан МДР-6Б1."

http://www.aerodriving.ru/morsk

Это сообщение было изменено 6 лет назад от Leonid

ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 8 лет назад
Сообщения: 424
08/04/2019 2:58 пп  

Честно говоря, перечитав много чего в Интернете, так и не понял: делал ли будущий ДМЗ самолёты до и во время войны. И если сделал, то сколько? Не понятно. Много противоречивых сведений. И главное: отсутствие данных со стороны ветеранов. Должны были не попавшие на войну мальчишки 30-х годов рождения лазить по всей округе. Должны были видеть взлёты и посадки гидросамолётов. Это же незабываемое зрелище для пацана! Странно.

Действительно, более-менее уверенно можно говорить только про эти две экспериментальные машины МДБ-6А и МДБ-6Б1. Если КБ и Четвериков были тут, то где ж они могли испытывать свою технику? Только тут. Правда на счёт 1941 года я сильно сомневаюсь, но один снимок Че-2 и пейзажем похожим на "иваньковский после стройки канала" имеется.

Ещё более сомнительно выглядит инфа, что они за зиму-лето 1941 года смогли собрать двадцать один Че-2 из комплектов деталей Таганрогского завода. Вот за 1940г. - ни одного, а за первую половину 1941-ого - 21 штуку легко.

И рассказы про некий "третий экземпляр" МБР-2 (АНТ-44) как-то совсем неуверенные: то ли был и бомбил потом Бухарест, то ли небыл никогда).

Это сообщение было изменено 6 лет назад от vvr2a

ОтветитьЦитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 8 лет назад
Сообщения: 1817
08/04/2019 10:29 пп  

Мальчишки всё видели. Зрелище действительно было незабываемым. Самолёт выруливал на фарватер, примерно в район Земляничного. Дальше разгонялся по фарватеру, поднимая тучи брызг,  в сторону Могильного. Взлетал. Делал круг. Садился. Подруливал к дамбе, где его затаскивали и увозили обратно на завод...

Снимков с пейзажем, похожим на Иваньковский - несколько. Там разные типы гидросамолётов. Один снимок с гидросамолётом на дамбе - 100% Иваньковский. Там на заднем плане характерное очертание Г-образного мола. Только в инете и в книгах его приводят в зеркальном ошибочном варианте.   


ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 8 лет назад
Сообщения: 424
02/08/2020 5:43 пп  

Ещё одна статья о Голубкове.

"С мая 1939 г. завод №30 начал подготовку к серии, однако намеченные сроки выпуска первой серии в 5 штук выдержать не удалось, и он был целиком перенесён на 1940 г. А затем в январе 1940 г. по решению СНК СССР все работы прекратили, решив, что в дальнейшем ударная сила авиации флота будет базироваться на соединениях дальних бомбардировщиков сухопутного базирования типа ДБ-3М и ДБ-3Ф. Нужно сказать, что руководство ВМФ было недовольно этим решением. В начале мая 1940 г. нарком ВМФ Кузнецов, ссылаясь на решение о возобновлении постройки тяжёлых 4-моторных ТБ-7, поставил перед Комитетом обороны вопрос о возобновлении на заводе №30 работ по серийному производству самолётов МТБ-2 с расчётом на выпуск 10 экземпляров в 1941 г. и обратился за поддержкой в этом вопросе к наркому НКАП Шахурину. Одновременно он поставил вопрос о снятии с КБ Голубкова задания на сухопутный бомбардировщик (было и такое) и замене его заданием на 4-моторный тяжёлый минный заградитель – морской бомбардировщик со сроком выхода на госиспытания 1 марта 1942 г. Самолёт должен был иметь максимальную скорость 550 км/ч, дальность полёта 4000 км с 2000 кг бомб и способность нести две торпеды или 4 мины. [3]

Ответ Шахурина был уклончивым. Он допускал возможность возобновления производства лишь при условии заказа от ВМФ не только на 1941-й, но и на 1942 год, а вопрос о разработке нового самолёта, по его словам, был

«передан на проработку конструкторам». [4]

Фактически пересмотра решения по МТБ-2 так и не последовало. Видимо, сыграло свою роль осознание того, что освоение постройки тяжёлой и сложной машины на новом заводе оказалось по существу непосильной на тот момент задачей."

http://alternathistory.com/aleksandr-petrovich-golubkov-i-ego-proekty-razvitiya-gidrosamolyota-mtb-2/

Это сообщение было изменено 4 года назад от vvr2a

ОтветитьЦитата
Поделиться: