Сейчас в Дубне стоит 30-ти градусная жара. На эту тему небольшой фрагмент воспоминаний о нравах былых времён:
"Одевались немцы практически одинаково с нашими. Но был все-таки один нюанс. В большой толпе идущих по заводу немцев издалека попадались, почему-то в основном пожилые мужчины, одетые в кожаные добротные шорты. Сзади на шортах, видимо, для пущей крепости нашиты большие накладки, общей конфигурацией образующие как бы сердце. И вдобавок к этому наряду обувь была в виде тяжелых кожаных ботинок с толстой подошвой. Я поинтересовался у своих молодых собеседников-немцев, почему и зачем все это. Они объяснили, что шорты эти наследственные, еще от отца и деда, и чем они древнее, тем престижнее в них ходить. Вот как! А традиции немцы ценят и уважают.
Понятно, летом хорошо в шортах даже на работе, но у нас, например, уже, считайте через 50 лет, мужчины пока не ходят на работу в шортах. Тут дело даже не в «дремучести» нашей этики и морали, а в традициях. В этих вопросах мы, русские, являемся консервативным народом, да и советские порядки не способствовали раскрепощению наших закостенелых традиций в этих вопросах. Старшее поколение наверняка помнит, как в 50-е годы с «прогнившего» Запада пришли к нам узкие брюки-дудочки, которые впервые начали носить журналисты и другие представители так называемых свободных профессий. Иногда дело доходило до вызова в комитеты комсомола наиболее рьяных носителей новой моды с угрозами исключения из рядов славного ВЛКСМ и тому подобное.
А в 70-е годы, если память не изменяет, министр авиационной промышленности Дементьев П. В. запретил своим женщинам-сотрудницам появляться в брюках в здании Министерства. Какие там еще шорты! Я сам однажды летом, в солнечное полуденное пекло, встретился у здания Министерства с нашим последним авиационным министром Аполлоном Сергеевичем Сысцовым, который шел в черном закрытом костюме. В душе я ахнул от этой картины «тонкого модного выбора» нашего министра".
После объединения ФРГ и ГДР произошло массовое закрытие множества промышленных предприятий ГДР. На этом сайте https://artefakte.perladesa.de/artefakte_halle2.htm#info представлены фотографии и краткое описание различных заводов города Галле, прекративших свое существование.
В Галле располагался авиазавод фирмы Зибель. Тот самый, на котором работал Рессинг, замом которого здесь у нас был Березняк. В какой-то мере можно сказать, что фирма Зибель являлась одним из прародителей "Радуги".
Это предвоенный план завода Зибеля
А это его современное состояние
В 2013 году германская пресса вспомнила о 100-летнем юбилее двух Подберезских немцев. Известного пилота Карла Троутера и главного конструктора ОКБ-2 Хайнца Рессинга.
Liebe Freundinnen und Freunde der Schkeuditzer Luftfahrt, auch im Jahr 2014 blicken wir auf Ereignisse, die in unserer Luftfahrtgeschichte bedeutsam waren, und auf Persönlichkeiten, die sie geprägt haben. Zunächst wollen wir an zwei „Hundertjährige“ erinnern, die mit ihren Leistungen herausragten.
Karl Treuter
Der Schkeuditzer Flugkapitän Karl Treuter wäre vor einem Monat 100 Jahre alt geworden.
Am 2. Dezember 1913 im thüringischen Greiz geboren, war er schon in jungen Jahren ein erfolgreicher Segelflieger. So beendete er 1936 den 17. RhönSegelflug-Wettbewerb
über 98 Kilometer von der Wasserkuppe nach Würzburg als Dritter. Diesen Platz erreichte er auch
1937 und 1938. Treuter hatte als Segelflieger die international höchste Leistungsstufe, die
„Gold-C“, zweimal erflogen: 1939 weltweit die 39. Gold-C der FAI (Federation Aéronautique
Internationale) und 1964 die Gold-C mit zwei Diamanten. Das dürfte wohl einmalig sein.
In den damaligen Siebel-Flugzeugwerken Betrieb III Schkeuditz war er ab Oktober 1943 als
Werkspilot tätig. Mit seinen Kollegen drei Jahre später in die Sowjetunion geschickt, flog er dort im Versuchs- und Konstruktionsbüro OKB 2 in Podbersje bei Dubna neue Flugzeugtypen ein. Mit der
Rückkehr der „Spezialisten“ aus der Sowjetunion stieg Treuter in die neu gegründete DDRLuftfahrtindustrie ein und war bis 1975 Chefpilot im Dresdner Flugzeugwerk mit Wohnsitz in
Schkeuditz. Er gehörte zu den ersten Trägern des Titels „Flugkapitän“ in der DDR. Aber auch in der Wettkampfdisziplin Motorflug war der „Käptn“ aktiv. Mit 52 Jahren startete er 1966 als ältester Pilot zur ersten DDR-Meisterschaft im Motorflug. Karl Treuter war eine herausragende Persönlichkeit, nicht nur als Flieger.
Heinz Roessing
Der langjährige Chefkonstrukteur und Technische Direktor des MAB Schkeuditz, Heinz
Roessing, dürfte ebenfalls vielen noch bekannt sein. Am 27. Dezember 1913 in Essen geboren,
absolvierte er eine Technische Hochschule, bevor er sich in den Siebel-Flugzeugwerken
Halle als leitender Ingenieur mit dem Hochgeschwindigkeitsflug beschäftigte. Wie Treuter gelangte er 1946 nach Podberesje. Als Hauptkonstrukteur (Glawni Konstruktor) des Entwicklungsbüros Nr. 2 im Flugzeugversuchswerk Nr. 1 entwickelte er den Schnellflug weiter. Auch er arbeitete nach
seiner Rückkehr 1954 im DDRFlugzeugbau. Zunächst kurzzeitig in Lommatzsch mit dem
Entwurf von Hochleistungssegelflugzeugen befasst, wurde Roessing im MAB Schkeuditz
als Chefkonstrukteur und Technischer Direktor eingesetzt. Die von ihm technisch geprägte Flugzeugreparatur gehörte zum wirtschaftlich ertragreichsten Sektor des Flugzeugbaus in der DDR. Dem unter seiner Leitung, gegen alle Widerstände „von oben“, entwickelten Landwirtschaftsflugzeug „FLORA“ blieb der Erfolg versagt. Die Produktion wurde durch die
politisch motivierte Einstellung des Flugzeugbaus 1961 verhindert. Roessing hatte eine andere
als die offizielle Vorstellung von einem Flugzeugbau in der DDR: Er wollte, bezogen auf das Leistungsvermögen der Wirtschaft, kleine Flugzeuge bauen.
5 сентября 2019 года. Встреча выпускников специальной школы №2 (Подберезье/Иваньково).
Седьмой слева - Клаус Якоб. Автор книги, где одна из глав посвящена подберезью.
Третий справа - Дитер Шеллер. Автор книги "Приключение в Подберезье"
В одом из ЦРУшных отчётов можно прочитать свидетельство о том, как в Подберезье проходили похороны.
Немцев и русских хоронили на одном и том же кладбище. Вид местных похорон, прежде всего, того как умершего провожали на кладбище, много говорил о его социальном статусе. Часто умерших везли к их последнему месту упокоения в открытом гробу на санях, запряжённых лошадьми. Иногда никто не провожал человека в последний путь. В этом случае речь шла в большинстве случаев о бедняках. Обычно сани или машину сопровождали много печальных людей, включая группу «плакальщиц», которых приглашали специально. Такое погребальное шествие можно было слышать уже из далека. Начальников на кладбище везли на грузовике. Задний борт кузова опускался, и на разостланном красном полотнище стоял открытый гроб. Грузовой автомобиль сопровождался духовым оркестром, который постоянно играл один и тот же похоронный марш. За тем следовала большое количество народа, включая больших чинов в форме.
16 мая 2019 года Дитер Шеллер в Дрездене выступил с лекцией о Подберезье.
По ссылке фотографии и небольшое пояснение на немецком языке
http://joomla.p161831.mittwaldserver.info/index.php/nachrichten/195-podberesje-vortrag
Одна из фотографий из архива Дитера Шеллера. Изображены похороны немецкого пилота Вольфганга Цизе. Снимок интересен тем, что на переднем плане изображен Хайнц Рессинг - главный конструктор ОКБ-2. Именно у него замом работал А.Я.Березняк. В отличие от многочисленных фотографий Бааде, главного конструктора ОКБ-1, изображений Рессинга известно мало.
В свете разговора о колясках на Дубне нет - были чьи-то воспоминания, что первую коляску, произведённую на ДМЗ, честно содрали с немецкого образца. В 1946 году из Германии вместе с немецкими авиационными специалистами и их семьями прибыло огромное количество личного имущества, включая детские коляски. Когда в конце 40-х - начале 50-х немцы стали уезжать на родину, то часть ненужных им личных вещей распродавалась местным жителям. Потом, когда заводу была поставлена задача производить коляски, не долго думая её скопировали с немецкой. Только не с ГДРовской, а с самой что ни на есть фашистской )))
На мой взгляд, вполне себе практичное решение задачи.
Виртуальное пополнение Музея Замка. Рисунок из книги Дитера Шеллера "Приключения в Подберезье"
Для дубненских немцев серьёзной проблемой являлось воровство. В придомовых сараях они хранили садовый инвентарь и некоторые продуктовые запаса, такие как, например, бочки с квашенной капустой. Обычные замки для воров не представляли серьёзного препятствия. Тогда отец Дитера смастерил самодельное запирающее устройство, показанное на рисунке. Обычный замок вешался для бутафории. За всё время пребывания семьи Шеллеров в России замки на этом сарае взламывали несколько раз, однако тайну запирающего устройства так и не раскрыли, и в сарай ворам ни разу попасть не удалось.
Немецкие специалисты на ДМЗ
Фрагменты воспоминаний Евгения Георгиевича Кошелева (1929-2014 гг.), доктора технических наук, первого начальника цеха №16 Дубненского машиностроительного завода.
http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcategory=77&id=77&iditem=1898
Вставить правильно ссылку на фейсбук федерации планерного спорта РФ у меня не получилось. Потому просто копирую сюда текст о событии месячной давности. С Хансом знаком лично. Иногда отправлял ему материалы о событиях в городе. Да он и сам иногда был в теме.
Хансу Баллерштедту 81 год!
Сегодня день рождения нашего доброго друга, которого знают многие планеристы моего поколения и старше. Именно он стоял рядом с Олегом Пасечником во времена начала освоения российскими планеристами свободного планерного мира. История прорубания нашего окна в Европу в 90-х совсем нигде и никем не записана. Есть много серых пятен. Мы знаем, что кто-то ездил на соревнования за границу, но вот кто, когда, и как это было организовано… По таблицам результатов известны лишь имена пилотов. Можно быть уверенными в том, кто играл роль главных организаторов, но вот сами события – их технические детали, красочные картинки и просто милые подробности никем не описаны… А живой свидетель «освоения дикого Запада» у нас есть. Это Hans Ballerstedt.
С начала 90-х по 2013 год он участвовал в качестве помощника сборной России во многих чемпионатах первой категории и не только. Как же так случилось? Еще пацаном Ханс изучал русский язык методом погружения. Его семья жила несколько лет в Подберезье – городке под Дубной, где немецкие специалисты оставляли послевоенный след в отечественной авиации. После возвращения в Германию в итоге стал планерным инструктором в университетском аэроклубе. В начале 90-х вернулся в Россию с немецкими пилотами полетать во Владикавказе. Познакомился с Пасечником. Много ездил в Орел, Новосибирск, Казань. Участвовал, как помощник русской команды, в чемпионатах мира и Европы. Оппонировал на германском дне планеризма тем вредным немцам, которые кляли сибирских комаров и неевропейскую инфраструктуру аэродромов ? День Рождения Ханса стал записным праздничным днем Чемпионатов России в открытом классе, проводившихся в Евсино во времена Сергея Осинего. Именно туда много лет подряд Ханс привозил своих студентов. В 2007 году президиум федерации единогласно присвоил ему звание Почетного члена федерации планерного спорта. Правда, до логического завершения дело со званием до сих пор не доведено, но постараемся исправить… Обещаю!
Он до сих пор внимательно следит, что же у нас здесь в России с планерным делом. И даже начал писать записки о своей жизни в нашей стране и в русском планеризме. Надо надеяться на три пухлых тома.
Поздравляем, Ханс! Здоровья, здоровья и здоровья!
Твои друзья.
BALLERSTEDT WALTER
БАЛЕРШТЕДТ ВАЛЬТЕР
Место и дата рождения: дер. Гнивкаритц, провинция Познань 1904
Образование: высшая техническая школа
Семейное положение: женат
Члены семьи:
- жена - Балерштедт Эрика (г. Постдам 1907)
- сын - Балерштедт Петр (г. Нейштремц Макленбург 1935)
- дочь - Балерштедт Эрика (д. Рехлин 1936)
- сын - Балерштедт Гайнц-Герман (д. Рехлин 1939)
- дочь - Балерштедт Урзула (д. Рехлин 1940).
Родственники в Германии:
- сестра - Лицау Доротея Перлеберг
- брат - Балерштедт Курт г. Мюнхен
Место работы: опытный завод N1, ОКБ-1
Должность: ведущий инженер по научно-исследовательской работе.
Местожительство в СССР: пос. Подберезье, Калининская область, Школьный проезд Ф/13
http://german.minot.ru/html/german/special/1_b.html
На стр. 28 небольшая статья, где упоминается один из Подберезских немцев Рихард Шталь, работавший с Рессингом.
А сама статья-то о чём? Трактор какой-то...
А сама статья-то о чём? Трактор какой-то...