Уведомления
Очистить все

Малоизвестный С.М. Алексеев  

  RSS

(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 5 лет назад
Сообщения: 401
04/05/2021 8:31 пп  

Разбираясь с периодом деятельности немецких ОКБ на опытном заводе №1 в Иваньково (Подберезье) с 1946-1953гг. столкнулся с малопонятным фактом. В ряде источников последняя разработка ОКБ-1  - реактивный бомбардировщик модели "150" указан за авторством советского авиаконструктора, Героя Социалистического труда Семёна Михайловича Алексеева. Алексеев, Семён Михайлович (авиаконструктор) — Википедия (wikipedia.org)

150 (опытный бомбардировщик) — Википедия (wikipedia.org)

Мало того, в растущем в последние годы ряде публикаций С.М. Алексеев указывается как начальник обоих ОКБ (и у Б. Бааде, и у Х. Рессинга) с 1948 по 1952г. Делается вывод, что именно его конструкторские идеи лежат в основе многих революционных для того времени технических решений самолёта "150", отдельные узлы которого, как известно, долгие годы (до начала 2000-х годов) были классическими учебными пособиями для будущих авиаинженеров в ангарах МАИ.

Алексеев 150 - экспериментальный бомбардировщик 50-х годов. Его размеры впечатляют! | Авиатехник | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Опытный дальний реактивный бомбардировщик "150" конструкции Семена Михайловича Алексеева | Немного истории | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Странно, но в литературе, изданной в современной Дубне роль С.М. Алексеева в немецких разработках (или немцев в алексеевских разработках) не упомянута вообще никак. И в практически канонической книге Г.А. Савельева "От гидросамолётов до современных ракет", и в книге "А.Я. Березняк. Жизнь и деятельность." Нашёл только короткую фразу в книге, посвящённой 60-летию МКБ "Радуга". О том, что Алексеев работал замом у Б. Бааде с 1948года (после Петра Николаевича Обрубова).

Мало того, известно, что после репатриации в ГДР в 1953 году Брунольф Бааде продолжил работу над конструкцией "150-го" изделия, приведшего в последствии к созданию прототипа пассажирского самолёта мод. "152" - единственного лайнера пр-ва ГДР. Значит Брунольф Бааде считал эту конструкцию своей.

Можно ли сегодня понять: а как оно было в реальности?

Тема была редактированна 2 месяца назад от vvr2a

Цитата
(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 5 лет назад
Сообщения: 1741
05/05/2021 5:47 пп  

Есть такая версия:

23 декабря 1949 г. Г. Васильев доложил Н.А. Булганину: "Представленный т. Алексеевым проект одномоторного бомбардировщика является по-существу проектом конструктора Бааде... В настоящее время приказом Министра т. Алексеев отстранен от работы главного конструктора опытного завода № 1 за неправильное поведение в своей работе и за создание нездоровой атмосферы на этом заводе…"

 

http://engine.aviaport.ru/issues/21/page34.html

 

Это сообщение было изменено 2 месяца назад 2 раз от Leonid

ОтветитьЦитата
(@vvr2a)
Reputable Member Moderator
Присоединился: 5 лет назад
Сообщения: 401
05/05/2021 7:31 пп  

Да, спасибо, Леонид! Поскольку текст статьи по ссылке мне показался частью чего-то большего или как будто начатого с середины, то пошукал и нашёл предыдущую часть этой же статьи. Стало чуть яснее. 

"...Однако вернемся к "немецкому" бомбардировщику. Как только начали проясняться контуры АМ-5, Александр Александрович послал инженера К.А. Сазонова к Бааде с предварительным проспектом. Именно к главному конструктору КБ-1 Брунольфу Бааде, а не к главному конструктору завода № 1 С.М. Алексееву. В конце ноября 1949 г. Микулин, возвратившись из отпуска, снова вызвал Сазонова: "Кирилл Андреевич, поезжайте к Бааде и спросите у него, чем я могу ему помочь".

Вернувшись из Дубны, Сазонов подробно доложил Александру Александровичу о ситуации на заводе № 1, сложившейся в результате политики, проводимой С.М. Алексеевым. Особенно возмутил Микулина тот факт, что Алексеев обратился к руководству МАП с предложением о смещении Бааде и Рессинга (КБ-2) с постов главных конструкторов и назначении их помощниками его, Алексеева, по технической части. К величайшему сожалению за год, прошедший после утверждения Алексеева главным конструктором, он так ничего и не сумел создать, но зато весьма успешно провалил тему "140". Надо признать, что все те преимущества, которые мы получили благодаря использованию опыта и знаний немецких специалистов, были безрассудно растрачены."

engine.aviaport.ru/issues/20/page32.html

Выявляется версия, что Алексеев не был гл. или ген. конструктором немецких ОКБ. Он с 1948 по 1950 г. был гл. конструктором самого завода №1 и только хотел подчинить и возглавить оба КБ. Видимо они были на особом положении ПРИ заводе.


ОтветитьЦитата
Поделиться: