Понятное дело, что все решения о размещении объектов на территории современной Дубны утверждались высшим политическим руководством страны - Сталин, Берия, Каганович... Решения готовились научно-техническим руководством. А вот непосредственно "на земле" у истоков строительства города стояли следущие люди:
Шапошников Николай Федотович (плотина, Большая Волга)
Ястребилов Ефим Тарасович (левый берег)
Лепилов Александр Павлович (институтская часть)
С этим списком конечно можно соглашаться, а можно по некоторым позициям спорить. Что значит "первостроитель Дубны"? Всё ведь зависит от критериев в подходе.
Вот я предпочёл бы в этом случае исходить из такой предпосылки: "первостроитель" должен понимать (предполагать), что строит именно ГОРОД, а не временный или фиксированный рабочий посёлок с непонятным административным статусом к определённому производственному объекту, не завод, не канал из Волги в Москву с попутными жилыми объектами. Вот, не обязательно чтобы в проекте было именно про ГОРОД написано, но вот по стилю его работы оно должно хотя бы подразумеваться.
Можно твёрдо предположить, что поселившийся в этих местах осенью 1946 года уже тогда известный строитель генерал-майор МВД Александр Павлович Лепилов только где-то в 1948-195о году начал понимать, что дело поворачивается к созданию аж нового города. До этого времени, судя по генплану ГТЛ, он строил изолированный посёлок при филиале московской Лаборатории №2. Тогда таких "филиалов" московских научных учреждений (в смысле, без образования административно-территориального статуса) вокруг будущей Дубны было создано несколько. После появления в 1948 году государственного решения о переносе места строительства большого синхротрона С-100 (затем заменённого на синхрофазатрон) с определённого для него места на техплощадке ФИАН в ближнем Подмосковье по Калужскому шоссе тоже в окрестности Ново-Иваньково Лепилов уже мог догадываться, что дело изолированным посёлком (или даже двумя посёлками) уже явно не ограничится. Особенно, если он был знаком с предварительным проектом ЭФЛАН и его масштабами. По утверждениям очевидцев, до своей гибели он прилюдно высказывался, что строит ГОРОД науки. По многократно упоминаемой у краеведов легенде о его угрозах архитектору ("Проведёшь улицу Южную (буд. Молодёжную) через меня (в смысле, через здание Управления строительством № 620 во дворе нынешнего Сбербанка на Советской) - сам сядешь в лагерь") можно сделать однозначный вывод: А.П. изначально не ожидал, что безымянный посёлок получит дальнейшее развитие в этом направлении. Ибо улица Южная с 1947г. в генплане ГТЛ уже была и, предполагая её скорое продолжение, строить в её створе что-либо крупное и существенное явно не стоило.
По поводу Ефима Тарасовича Ястребилова мы пока мало что знаем. Да, мы видим, что построенный до войны квартал между нынешними улицами Октябрьской - Карла Маркса - Ленина - Макаренко по своей архитектуре явно городской, а не поселковый. Сразу с 4-этажными домами, нелепо торчащими посреди деревянной сельской округи даже и после войны. Можно ли говорить, что Е.Т. Ястребилов с нуля сразу начал строить город на пустующей площадке внутри сельской части недавно образованного посёлка Иваньково? Можно ли считать, что Ястребилов - первостроитель городов Иваньково и нынешней левобережной Дубны? Да, наверное можно, но надо бы это подтвердить документами и генпланами. И кроме того обязательно документально выяснить роль Туполева и иных лиц в образовании завода и Новостройки. Надо ехать в архивы по найденным ссылкам по Ястребилову (ещё недавно я почти ничего не смог найти в поиске по его имени.
По поводу Николая Федотовича Шапошникова и его роли в создании БВ - всё сложно, на мой взгляд. На строительство Канала он назначен 31 октября 1932 года. На должность зам. гл. инженера строительства ВСЕГО канала. А на две должности Волжского района: Нач. района и Нач. работ района (то есть, и в Дмитлаг, и в МВС) в апреле-мае 1934г. 1 июля 1936г. он был снят с "дмитлаговской" должности Нач. Волжского района и переведён на Сестринские дамбы , 29 сентября 1936г. - снят и с "гражданской" должности Нач. работ Волжского района и вообще откомандирован в Наркомлес. Возможно, это его спасло. До 1954 года работал рук. строительства на различных объектах, в том числе - на гидроузлах.
То есть на БВ он несомненно участвовал в строительстве бетонной плотины и дамб, сестринской трубы, успел поучаствовать в начале пропуска воды через бетонную Иваньковскую плотину №21 (взрыв перемычек), но не участвовал в перекрытии Волги, не завершил ни ГЭС, ни шлюз, ни монументы. Но по окончании строительства Канала был найден на других стройках и 14 июля 1937г. награждён орденом Трудового Красного знамени "за канал". А сентябре 1940 года НКВДшным знаком "Строителю канала Москва-Волга". Кстати, немногие руководители строительства дожили до его вручения.
В момент интенсивного строительства эксплуатационного посёлка канала с условным именем "Большая Волга" и доводки основных сооружений Волжского района в должностях Нач. района и Нач. работ района работал купеческий сын, капитан НКВД Быховский Сергей Матвеевич, арестованный 1 мая 1937 года прямо во время прохождения первой флотилии и расстрелянный 20 июня 1937 года в Москве.
Так что во время официальной сдачи Канал в эксплуатацию 15 июля 1937 г.все лавры (х-м!) первостроителя Большой Волги принимал уже ни разу не строитель, а бывший "особист" (сотрудник 3-его отдела Дмитлага) только назначенный 4 мая 1937г. на должность Нач. Волжского района старший лейтенант НКВД Соколов Василий Логвинович (недолго до этого бывший замом у Быховского С.М.). Кстати, далее он служил в должностях нач. различных лагерей для военнопленных. Умер в 1943 году.
И кто тут первостроитель Большой Волги?
И кто тут первостроитель Большой Волги?
Тот, кто был первым. Если Шапошникова назначили на Волжский район только в апреле-мае 1934 года, значит нужно искать того, кто был до него - с 1932 по апрель 1934 г.
Мне вот интересен ещё такой момент. Левый берег строил авиапром и здесь одним из первых объектов была школа, начавшая работать в 1937 году, практически одновременно с началом строительства самого завода. Завод начал работу в 1939 году. Причём здание школы сразу строилось двухэтажным. Времянки в бараках для детей использовались в короткий период, пока строили школу. На Большой Волге нормальная школа заработала в 1941 году, то есть через 4 года после пуска канала и его объектов. В институтской части нормальное солидное здание школы №4 построили только в 1955 году, почти через 10 лет после начала работ. Почему так?
Мне вот интересен ещё такой момент. Левый берег строил авиапром и здесь одним из первых объектов была школа, начавшая работать в 1937 году, практически одновременно с началом строительства самого завода. Завод начал работу в 1939 году. Причём здание школы сразу строилось двухэтажным. Времянки в бараках для детей использовались в короткий период, пока строили школу. На Большой Волге нормальная школа заработала в 1941 году, то есть через 4 года после пуска канала и его объектов. В институтской части нормальное солидное здание школы №4 построили только в 1955 году, почти через 10 лет после начала работ. Почему так?
Не, по-моему так нельзя сравнивать. И на БВ была деревянная школа, вероятно построенная Дмитлагом. А до этого была начальная школа в самой деревне Иваньково (до переноса).
В ИЧ первая школа на нынешней ул. Флёрова д.11, прямо напротив Дома учёных и голубя. Сдана в 1949 году. И сама улица в генпроекте посёлка ГТЛ 1947 года - Школьная. Потом здание передали горкомам. Затем открывается 2-этажное здание школы на Мира. д. 1. Не знаю в каком году, но думаю, что не позже 1953-го. Она, видимо, и стала затем школой №1 в посёлке Дубна, а потом в ИЧ (№2 - деревянная в Юркино, №3 - то, что мы знаем под нынешним №4).
Есть одна странность в списочном составе сотрудников ГТЛ. А это ведь до 1954 года практически ВЕСЬ посёлок, включая дворников, кастелянш и вахтёров общежитий, есть даже библиотекари, киномеханики, воспитатели и нянечки детского сада. Но вот врачей, учителей и продавцов - нет. Не знаю почему. Возможно продавцы и врачи числились за строительством №833 (позднее, №620), а не только лагерь с зеками. А вот педагоги скорее всего получали зарплату либо в Москве, либо в Иваньково, либо в Кимрах. Либо не знаю где.
Михаил Иванович Буланов считал таким человеком младшего лейтенанта (на тот момент) ОГПУ Карла Карловича Крипайтиса. Считается, что он первым, с группой из 7 человек, 21 августа 1933г. высадился в д. Иваньково, подъехав на лодке из Кимр. Был назначен начальником 2-ого участка Северного района(по сути - именно БВ) и помощником нач. Северного района (тогда было такое деление трассы канала).
Да, вот он проработает на БВ от начала до конца и пройдёт путь до замначальника Волжского района. Награды все получит, репрессий избежит, потом уедет строить Углический гидроузел. Но он так и не стал самым большим начальником на БВ. Кроме того, это противоречит воспоминаниям В.М. Лимонина. Владимир Матвеевич запомнил, что заключённые Дмитлага появились в деревнях Иваньково и Фёдоровка много раньше, с декабря 1932г. Строили бараки для будущих лагерей. И ведь кто-то же ими значит руководил.
В ситуации со школами, по моему мнению, Большая Волга и Институтская часть в период своего становления подстраивались под существующие нужды. На левом берегу изначально школа закладывалась под нечто большое. Не стоит забывать, что на левом берегу ещё перед войной было построено второе школьное здание (тоже двухэтажное). Жилая застройка также, по всей видимости, изначально предполагала явно больше одного квартала многоэтажных домов, чем успели построить до войны. Генплан того времени мог бы пролить свет, но где ж его взять? Хотя, вероятно, именно по этому Генплану продолжили работы по возведению домов и в послевоенный период.
Так ты же сам находил предположительное место нахождения генплана Новостройки. Там, где хранится архив Гипроавиапрома. Мне кажется, пришло время активнее заняться этим вопросом. Если архив ДМЗ по прежнему недоступен, то надо разобраться и с личным архивом Е.Т. Ястребилова, и с архивом Гипроавиапрома. Надо выяснить, возможно ли это дистанционно? В московский РГАЭ я готов ездить в личные выходные, пока зима. Архив Гипроавиапрома помнится лежит в каком-то из городов на Средней Волге. И также помнится, что там были совершенно волчьи цены на копирование. Но...
Ежегодно НПО "Радуга", курирующая левобережное отделение городского музея - "Музей истории создания крылатых ракет", выделяет какие-то средства на поддержание и пополнение экспозиции музея. Можно попробовать пойти по этому пути, если будут большие объёмы и будет накладно из личных средств.
По школам уже отвечал. В начальном проекте посёлка при ГТЛ 1-этажная каменная школа и 2-этажный каменный детский садик есть. Не знаю, мало это было или достаточно. На конец 1949 года в ГТЛ работало менее 300 человек. Сколько они могли дать школьников - не знаю. При том, обслуга частично была из окружающих деревень и Иваньково, а там свои школы.
Изначально никто не предполагал дальнейшего развития этого филиала. Сдаточный титул посёлка был полностью закрыт постройкой в 1949 году. А.П. Лепилов и строительство №833 свою задачу выполнили. Не случайно в ИЧ нет ни одного каменного жилого дома, сданного в 1950-ом году. А потом опять понеслась, уже в рамках строительства №620, по несколько штук в год. Мало того, построенные дома и 4-этажная школа некоторое время полупустовали или занимались ГТЛовцами потому что В.И. Векслер со товарищи несколько раз значительно срывал сроки запуска синхрофазатрона (и кстати, получали за это, но почему-то очень мягко) и не было смысла завозить сюда много специалистов-физиков.
Так ты же сам находил предположительное место нахождения генплана Новостройки. Там, где хранится архив Гипроавиапрома.
Вспомнить бы ещё, где я это находил ))))
Так ты же сам находил предположительное место нахождения генплана Новостройки. Там, где хранится архив Гипроавиапрома.
Вспомнить бы ещё, где я это находил ))))
Да здесь же. В теме "Кто построил Тридцатку?" На первой странице внизу. https://forum.dubna-inform.ru/левобережье/кто-построил-тридцатку/#post-190
Спасибо, а то я уже подзабыл.
Р.S. На ютубе выложено несколько видео о семье брата Ефима Тарасовича Ястребилова. Я в комментариях обратился к автору видео - племяннику.
Не стоит забывать, что на левом берегу ещё перед войной было построено второе школьное здание (тоже двухэтажное).
Жилая застройка также, по всей видимости, изначально предполагала явно больше одного квартала многоэтажных домов, чем успели построить до войны. Генплан того времени мог бы пролить свет, но где ж его взять? Хотя, вероятно, именно по этому Генплану продолжили работы по возведению домов и в послевоенный период.
Вот я всего пару раз был в здании старой школы №3. Когда там был УКП или как-то там, короче Учебный комбинат. Мне показалось, что изначально это не школьного назначения здание. Ну нет в нём снаружи признаков нормальной школы. Нет какой-то обязательной для того времени симметрии, нет акцентированного центрального входа с фронтоном и обязательным видом на ближайшую улицу. Слишком большие, свободные классы внутри есть. Участок, как для школы, снаружи есть. А школьного вида нет. И никогда не было, похоже. Непонятно что это по первоначальному замыслу. На мастерские какие-то или действительно учебный комбинат это смахивает.
Думаю, нарушен был после войны первоначальный генплан посёлка-города. Жизнь заставила.