В свете обнаружения деревянной трубы
https://www.youtube.com/watch?v=01h4Kktkd-Q
предлагаю померить её диаметр
Сегодня в музей не привезли. Если завтра всё срастётся - смерим. Но вот удивительное ощущение: труба в слишком хорошем состоянии для своего предполагаемого возраста. Может быть проложили, но не использовали?
В Воронеже точно такие же трубы решили поменять лишь в этом году.
В свете обнаружения деревянной трубы
https://www.youtube.com/watch?v=01h4Kktkd-Q
предлагаю померить её диаметр
Докладаю: труба в музее, ваше задание сполнено. ))
Дополнительно сообщаю, что герой телерепортажа 360 ТВ, нач. участка ПТО ГХ Копылов В.Н. отверг версию о возможном водоснабжении водоразборных колонок на территории бывшего посёлка БВ с помощью таких труб. Он принимал участие в демонтаже нескольких последних колонок (в том числе и общеизвестной колонки у забора ГПТУ-67 на Вокзальной). Везде подводящие трубы были чугунными.
Кстати, дополнительно выяснилось, что всё-таки эта труба была забита неким белым осадком, который выбили из нею до транспотировки. Но стенки внутри спецом никто не зачищал, естественно.
Хороший заголовок: Музею - труба ))
Диаметр явно не 35 см. Значит загадка трубы не раскрыта.
Подземный ход от синхрофазотрона к морю?
Ага, деревянный
Ну, тогда какие могут быть сомненья? Фазотрон Долгорукого.
Всем, привет!
В свете строительства Дубненской велокругосветки, попросили описать один "найденный строителями артефакт".
А "нашли" они не много ни мало резервуар станции первого водоподъема Иваньковской ТЭС. Пожалуй самого легендарного объекта Дубны.
Географические координаты (GPS): 56.740354, 37.155056. Ориентир - опознавательный знак правого берега нижней головы Шлюза №1, метров 10-20 в сторону шлюза.
Объект представляет из себя заглубленный в землю железобетонный колодец 4,8м х 4,8м, толщина стенки 17см. Глубина колодца, по рассказам старожилов, - 15-20м. Внутрь колодца вела металлическая лестница, остатки закладных деталей которой, и сейчас находятся в северо-западном углу колодца. Достоверно глубину колодца установить не представляется возможным (пока не найдены документы его возведения) - долгие годы он использовался для захоронения бетонного боя, вырубаемого при ремонтах стен шлюза №1 и заполнен им практически до верху (осталось 1,5-2 метра до края). Предположительно, колодец имел деревянную крышку или сарай, не дошедшие до наших дней.
Всем, привет!
В свете строительства Дубненской велокругосветки, попросили описать один "найденный строителями артефакт".
А "нашли" они не много ни мало резервуар станции первого водоподъема Иваньковской ТЭС. Пожалуй самого легендарного объекта Дубны.
Географические координаты (GPS): 56.740354, 37.155056. Ориентир - опознавательный знак правого берега нижней головы Шлюза №1, метров 10-20 в сторону шлюза.
Объект представляет из себя заглубленный в землю железобетонный колодец 4,8м х 4,8м, толщина стенки 17см. Глубина колодца, по рассказам старожилов, - 15-20м. Внутрь колодца вела металлическая лестница, остатки закладных деталей которой, и сейчас находятся в северо-западном углу колодца. Достоверно глубину колодца установить не представляется возможным (пока не найдены документы его возведения) - долгие годы он использовался для захоронения бетонного боя, вырубаемого при ремонтах стен шлюза №1 и заполнен им практически до верху (осталось 1,5-2 метра до края). Предположительно, колодец имел деревянную крышку или сарай, не дошедшие до наших дней.
Вот так он выглядит сейчас:
А вот остатки лестницы:
Что же это за сооружение Иваньковская ТЭС и где она сейчас?
Последние следы Иваньковской ТЭС зафиксировал дубненский фотограф в 1974(?)году. Это полуразрушенное здание красного кирпича переменной этажности (3/4 этажа), с круглыми окнами и расположенные рядом руины из железобетонных колонн со следами взрыва.
Следы взрыва подтверждают рассказы старожилов Большой Волги:
Здание ТЭС было заминировано в связи с приближением немцев к Москве, вместе с другими сооружениями канала Москва-Волга. Ночью по телефонному поступил приказ о взрыве. На сооружениях Иваньковского гидроузла сотрудники открыто и с рукоприкладством не дали военным взорвать сооружения с фразой "пока своими глазами немцев не увижу". А вот зданию ТЭС не повезло - здание было взорвано, находившиеся там комсомольцы выполнили приказ. Кем был отдан приказ, думаю, мы вряд ли узнаем - диверсанты "Бранденбург-88" и прочие немецкие агенты активно пользовались "телефонным терроризмом" такого рода, да и местных паникеров хватало. Но все сходятся в одном: до 1941 года станция была целая, и возможно даже работала полностью или частично. На данный факт прямо указывают ЛЭП, указанные на картах 1941 года в сторону поселка Подберезье и подстанции "Крановая" Волжской плотины.
В выпущенном из печати многотомном техническом отчете о строительстве канала Москва-Волга (том "Вспомогательные работы" 1932-1937гг) в статье о энергообеспечении строительства указывается:
"Однако ответственность и сложность работ на Волге требовали особой надежности энергоснабжения. Поэтому было решено на Волжском гидроузле построить собственную временную электростанцию мощностью порядка 6 000 кВт".
Для сравнения, суммарная мощность временных электростанций остальной трассы каналов составила менее 4 300 кВт, было их 37, а мощность каждой не превышала 500 кВт и строились они по принципу современных дизель- или бензо-генераторных установок - за основу брался локомобиль, тракторный или дизельный двигатель, к нему монтировался генератор с простейшей системой регулирования и через 5 суток он начинал давать ток. На крупные станции из группы таких генераторов уходило 10-15 недель. Все временные электростанции канала были связаны между собой сетью на напряжении 6кВ.
Там же указывается:
"...расчет показал, что Волжский узел потребует мощности порядка 6 000кВт. Сооружение первой плотины на Волге, имеющей ряд особенностей с точки зрения гидрогеологической, потребовало особо надежного энергоснабжения. Поэтому было решено приступить к постройке отдельной паротурбинной станции из двух агрегатов по 3 000 кВт. Эта станция была сооружена в течении 6 месяцев и вступила в эксплоатацию в октябре 1934г. Монтаж турбогенераторов производилсь до постройки здания - под специальными небольшими навесами, устроенными над фундаментами."
В книге приводится подробное описание, вид и главная электрическая схема ТЭС:
"Иваньковская ТЭС (фиг. 127).
Назначение электростанции - дать независимый источник энергоснабжения работ по сооружению Волжского гидроузла. Станция намечалась, как временная, почему сооружение самого здания станции должно быть максимально удешевлено. В соответствии с этим здание котельной и машинного зала строилось каркасного типа с заполнением фибролитовыми плитами. Подкрановые балки укладывались на кирпичных колоннах. Стропила в машинном зале и котельной были деревянные. Здание распределительного устройства было построено из кирпича с двухрядным расположением взрывных камер маслянных выключателей. На станции было установлено три вертикальных водотрубных котла поверхностью нагрева 450 кв.м каждый. Топки системы ТТИ для подмосковного угля. Давление пара в котлах 20 ат и температура 375 градусов.
Загрузка топок производилась из бункерного коридора с лебедочной подачей вагонетки наверх по наклонной эстакаде.
Ввиду недопустимой жесткости волжской воды обработка добавочной (к конденсату турбин) воды для питания котлов производилась с помощью химического водоочистителя системы инж. Теденихина (опечатка, имеется ввиду Тебенихин Евгений Федорович - незаслуженно забытый разработчик и популяризатор систем водоочистки и подготовки для парового оборудования железных дорог и электростанций начала 20-го века, доцент кафедры "Химия" Бауманского института).
Резкое колебание уровня воды в Волге в период весеннего паводка вынудило расположить станцию вдалеке (около 1 км) от берега на незатопляемой площади и во избежании потерь энергии на подъем большого количеств циркуляционной воды соорудить вблизи станции брызгальный бассейн (по данным другого отчета бассейн был 40 х 60 м). Вследствии этого из Волги подавалось лишь незначительное количество воды для покрытия потерь на испарение в бассейне и потерь конденсата.
Электрическая принципиальная схема Иваньковской временной ТЭС представлена на фиг. 128.
Подстанция 33/6,6 кВ наружного типа была расположена непосредственно перед зданием распределительного устройства (РУ). Ввиду подверженности района грозам на подстанции были установлены стреляющие разрядники типа Ленинградской лаборатории им. Смурова (впоследствии замененные на теритовые).
Благодаря двойной системе шин РУ имелась возможность параллельной и раздельной работы электростанции с высоковольтной сетью Мосэнерго.
От 6 кВ РУ отходило семь воздушных фидеров (ЛЭП 6 кВ), из которых шесть были использованы для нужд Волжского гидроузла и один имел направление вдоль трассы канала к соседнему узлу сооружений, где связь с соседней подстанцией 33 кВ была установлена через разъединитель (по всей видимости, имеется в виду гидроузел №2 "Темпы", где расположена сейчас магистральная ПС 220/110/10 кВ "Темпы-229" Мосэнерго).
Для защиты генераторов от крутых волн атмосферных перенапряжений каждый генератор имел свой защитный трансформатор с коэфициеном 1/1, непосредственно присоединенный к первому (до масляного выключателя). Трансформаторы были установлены на открытом воздухе и имели схему обмоток "треугольник"/"треугольник". Такая схема была выбрана для возможности присоединения станции впоследствии к схеме энергоснабжения Волжского гидроузла, запроектированной на 10 кВ, что могло потребоваться для периода наладочных работ.
Собственные нужды электростанции были оборудованы на напряжение 380В, освещение 220В от совместных трансформаторов мощностью 560кВА. Таких трансформаторов предполагалось установить три (один резервный), но фактически было установлено два. (предположительно, третий трансформатор оказался на подстанции плотины - в Акте приемке гидроузла содержится требование демонтировать трансформатор 560кВА 6 кВ и перевести питание подстанции плотины от шин Иваньковской ГЭС номинальным напряжением 10 кВ, установив второй трансформатор 560кВА 10/0,4кВ. Эти два трансформатора 1936г.в. 560кВА и 10/0,4кВ доработали до начала 21 века).
Для питания цепей защиты и сигнализации была установлена аккумуляторная батарея типа И-2 с зарядкой мотор-генераторами (простейший выпрямитель, состоящий из электродвигателя переменного тока (мотора) и генератора постоянного тока).
Помимо задачи энергоснабжения работ Строительства Волжского гидроузла Иваньковская ТЭС неоднократно служила и источником аварийного питания северной части трассы канала.
В 1936г. в связи с установкой большого числа электродвигателей для гидромеханических работ на Волжском узле и на соседних участках, Иваньковская электростанция не могла уже покрыть потребности в мощности, и работа ее стала протекать только параллельно с сетью Мосэнерго. В этот период станция была использована главным образом в качестве источника реактивной энергии, в результате чего были предотвращены значительные расходы (в несколько сот тысяч рублей) по оплате Мосэнерго штрафов за низкий cos ф. (удивительно сейчас читать, что какое-то Мосэнерго может штрафовать всесильный НКВД, исполняющий стратегическое поручение партии и правительства...)
Работа станции протекала бесперебойно до II квартала 1937г., когда станция была уже окончательно остановлена и разобрана.
Максимальная месячная выработка электроэнергии на станции составила 1,5 млн. кВт*час, при себестоимости около 13,5 коп. за 1 кВт*час (очень хорошая себестоимость для недогруженной станции, оборудование которой страдает от всех возможных "детских болезней" нового объекта).
Место расположения Иваньковской ТЭС легко определяется, благодаря картографам Проекта "Большая Волга" 1937г:
Скан будет позднее
Это западный берег озера современного Парка семейного отдыха Дубны.
В различных журналах 1934-1937гг осталось еще несколько фотографий Иваньковской ТЭС:
Общий вид
Фасад турбинного зала
В техническом архиве канала имени Москвы, сохранились планы здания РУ и мастерских из красного кирпича, надеюсь получить и выложить их в скором времени. После взрыва в 1941 году, они длительное время использовались для проживания работников Волжского РГС, видимо поэтому сохранились поэтажные планы.
С глубокой благодарностью и уважением за бескорыстный и подвижнеческий труд, Карягину Виталию Сергеевичу, известному многим как native, выкладываю его 3D реконструкции Иваньковской ТЭС:
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ. ДАННАЯ СТАТЬЯ НЕ ЗАКОНЧЕНА и БУДЕТ ДАЛЕЕ РЕДАКТИРОВАТЬСЯ.
Все желающие могут свободно растаскивать и публиковать куски и целиком,
С уважением, Ваш Сухомлинов А.Г.
Все желающие могут свободно растаскивать и публиковать куски и целиком,
Спасибо! Разместила на сайте Фонда "Наследие" и на "Дубна-информ", в сентябрьский номер газеты "Подмосковное наследие" запланировала. Жду продолжения))))