Даже при первом взгляде на расположение домов этого выселка понятно, что дома ставились скорее всего ещё вдоль автогужевой дороги с БВ в Ново-Иваньково, когда железной дороги вообще ещё не было. Хозяева из своих дворов на дорогу выезжали свободно. А вот когда это сделали? На военных аэрофотоснимках полного ряда этих домов ещё нет. Автодорога и железная дорога от посёлка ГТЛ до Большой Волги входили в проект посёлка ГТЛ 1947 года, включая совмещённый автожелезнодорожный мост через Чёрную речку. Мало того, по техзаданию проекта насыпь именно автодороги на участке от Заволжской базы примерно до ОРСа является одновременно и защитной противопаводковой дамбой. Почему-то насыпь железной дороги такой дамбой быть не смогла. Может быть именно в этом и состоит причина появления странного и нелогичного ж/д переезда на Заволжской базе.
На снимке видно, что скорее всего дома появились до реконструкции автодороги и появления ж/д. Иначе - уж очень близко к стенам. Видимо совсем добила хуторок электрификация железной дороги в начале 70-х. Видно, что пришлось даже перенести линию электроснабжения хутора на задние дворы. От старой линии остались только бетонные пасынки.
Мало того, по техзаданию проекта насыпь именно автодороги на участке от Заволжской базы примерно до ОРСа является одновременно и защитной противопаводковой дамбой. Почему-то насыпь железной дороги такой дамбой быть не смогла. Может быть именно в этом и состоит причина появления странного и нелогичного ж/д переезда на Заволжской базе.
Век живи - век учись. Никогда не обращал внимание на этот действительно нелогичный момент с переездом. Из этой же серии, в некотором роде атавизм с переездами у Мельдино. Там, если не ошибаюсь, была пристань на канале, с которой (или на которую) шла перегрузка с ж/д. Но вот куда (откуда) шли грузы? Ведь сейчас Мельдино забытое Богом место.
Вопросом Мельдино занималась общество "Москва-Волга. К сожалению, этот двойной ж/д перескок туда-сюда в Мельдино до сих пор какого-то логичного объяснения не нашёл. Он так и есть (запроектирован) даже на самых ранних планах Канала 1933 года. Почему нельзя было перенести несколько домов деревни Мельдино (когда и из-за меньших проблем перенесли многие деревени) - не ясно. Да, на планах обозначена некое ответвление ж/д к руслу канала, но местные ветераны отрицали наличие торфяной или иной грузовой пристани рядом с мельдинским паромом даже в предвоенные годы. Только красивый бетонный пассажирский причал в 50 метрах от парома. Причём он никогда не работал по назначению. А торфяные баржи грузили и до, и после войны прямо у противоположного берега, не используя причал.
Возможно в то время Мельдино виделось как какой-то будущий посёлок (городок) или пересадочный узел под какой-то очередной сталинский промышленный проект, а потом не взошло? Непонятно.
Эта Мельдиновская (или Мельдинская?) загогулина сохранилась и при восстановлении ж/д после войны. Хотя, вероятно, тогда особенно не задумывались, а просто уложили рельсы и шпалы на уже существующую насыпь.
Кстати, на канальской схеме 1934 года от этой ж/д загогулины ещё и аппендикс отходит. Посколько, ж/д однопутная, то туда можно было отогнать состав при разгрузке/загрузке.
... Мало того, по техзаданию проекта насыпь именно автодороги на участке от Заволжской базы примерно до ОРСа является одновременно и защитной противопаводковой дамбой. Почему-то насыпь железной дороги такой дамбой быть не смогла. Может быть именно в этом и состоит причина появления странного и нелогичного ж/д переезда на Заволжской базе.
Может быть я на счёт использования отрезка шоссе как дамбы и поторопился. Во всяком случае, так понял из этого текста. Но ведь тогда для изоляции половодья необходимо было бы как-то регулировать обратный ток воды по руслу Чёрной речки. Задвижка какая-то.
Чтобы объяснить загадки Дубненского и Мельдиновского зигзагов на крайний случай всегда есть версия с пальцем императора. Или в нашем случае, с пальцем вождя. )))))
"А возле устья Северной Канавы стоял загадочного происхождения большой железный крест. Это место так и называется - Крест"
Натив на Швейкофоруме рассказывает о топониме Качули. Это порог или перекат на Волге в районе современного Ратмино.
"Насколько они древние, эти "Качули", можно только предполагать, но думается, что древнее , чем Дубенская пристань. Топоним этот словно алмаз в драгоценной исторической короне города. Самый древний и загадочный. Его надо беречь"
http://jinrmag.jinr.ru/Arc_pdf/1995/1995-17.pdf
В статье "Большеволжские пацаны" упоминается поселок Лесозавод, в том месте, где на момент написания статьи в 1995 году находился магазин "У папы Карло"
Кстати, вот в конце этой статьи упоминаются пленные немцы и венгры на Правом берегу, судя по всему. И речь идёт именно о асфальтировании дороги и строительстве бараков. Только вот какой дороги? От БВ к ИЧ или Дмитровского шоссе? И каких бараков?
В ЦРУшных опросниках немецких авиационных специалистов перебравшихся на Запад упоминается, что пленные строили дорогу от БВ к ИЧ. Но здесь, по всей видимости, следует сделать оговорку, что Подберезские немцы могли наблюдать только этот район, а что творилось на Дмитровском шоссе оставалось вне их поля зрения.
Х-м! Две версты от Иваньково. Похоже именно на хутор Заречный или Чёрнореченский.
Всё больше уверенности, что деревня Иваньково отселилась не на выселок, а на пустое место. Просто на вырубку 1917-1918гг., спешно сделанную людьми помещика Любомилова чтобы успеть до национализации хоть что-нибудь поиметь с недавно приобретённых ратминских лесных угодий. Вот почему именно это пустое место - вопрос?