Очередная волна публикаций о командире 503-го штурмового полка Борисе Пивенштейне, дислоцировавшегося осенью 1941 года в Борках.
Обсуждение на ФБ
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=774957512907315&set=a.149177878818618&type=3&theater
"Заканчивая печальную историю с летчиком Борисом Пивенштейном.
Напомню, что героя-челюскинца в СССР в 1952 году заочно приговорили к смертной казни. По версии чекистов Пивенштейн попал в плен, пережил войну и до июня 1951 года жил в городе Висбаден, возглавляя местный эмиграционный комитет и служа старостой при православном храме. Косвенно это подтверждалось тем, что некий Пивенштейн в 1950 году был делегатом съезда российской эмиграции от Висбадена.
На самом деле, как установила уваж. В.Ю. Цуркан Бориса Пивенштейна 15 мая 1944 года доставили в концлагерь Штутгоф и вскоре после этого расстреляли.
Тогда же возникла версия, что чекисты перепутали двух Пивенштейнов: летчика Бориса и белоэмигранта Андрея Пивенштейна, жившего в эмиграции в Польше, а затем в США.
И вот сегодня мне удалось найти документ, подтверждающий, что в Висбадене в 1950-51 гг. жил действительно Андрей Пивенштейн. Это список перемещенных лиц, отправляемых через Бремен в США от 4 января 1951 года. Полагаю, что это закрывает вопрос о судьбе Бориса Пивенштейна.
Ясно, что к чекистским ориентировкам следует изначально относиться с осторожностью, и все же история про то, как человека, погибшего героем, обвинили в измене и заочно приговорили, перепутав с однофамильцем, пожалуй, уникальна".
Игорь Петров.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=794204020982664&set=a.149177878818618&type=3&theater
Командир 503-го штурмового полка, дислоцировавшегося осенью 1941 года в Борках, Борис Абрамович Пивенштейн полностью реабилитирован в порядке исполнения Закона Российской Федерации « О реабилитации жертв политических репрессий».
Эксклюзивная подборка фрагментов немецких карт. Если не ошибаюсь, ранее в русскоязычном интернете не всплывала. За основу немцы брали доканальские карты, поэтому в качестве курьёза можно видеть Корчеву и неправильное расположение Дмитрова к западу от канала.
12 ноября 1941. Показано расположение войск в период относительного затишья на фронте. Вражеские войска перейдут в наступление 15 ноября.
18 ноября 1941. Пожалуй, самый драматический день для наших мест. За два дня наступления немцы прорвали фронт, заняли треугольник: Калинин - Волга - Шошинский плёс Иваньковского водохранилища, 6-я танковая дивизия, наступая вдоль южного берега Шошинского плёса, всем своим видом показывает, что дальнейший удар пойдёт в сторону Конаково и Большой Волги.
23 ноября 1941. Большой Волге можно чуточку расслабиться - немецкий ударный клин развернулся в юго-восточном направлении
Вышел свежий ролик Василия Карасева о боях в наших местах
https://www.youtube.com/watch?v=M32bWEjTC6g
Очень интересно для тех, кто не в теме. Но лично я согласен с одним из комментов:
"Факторики много, но как-то всё в кучу. Нет анализа действий, не раскрыты причинно-следственные связи ни с одной, ни с другой стороны".
Меня зацепил один частный момент. Автор говорит, что наши войска, перебрасываемые к фронту по ж/д разгружались в Савелово потому, что дорога была перерезана в районе Дмитрова. Но ведь это не так. Мы знаем, что от Савелово поезда могут дойти до БВ по небольшой петле через Вербилки, Запрудню. Почему так не делали - загадка? Не хотели рисковать, проводя эшелоны вблизи линии фронта под носом у немцев? Или дорогу уже всю заминировали и подготовили к уничтожению? В итоге солдатам пришлось совершать пеший марш от Савелово до Большой Волги.
Про памятник самолёту ИЛ-2 в Дубне написано очень много. Остановимся на судьбе лётчика.
"У героя нашей истории лётчика-курсанта 34 ЗАП старшего сержанта Камшилова Алексея Семёновича, 1921 г.рождения, уроженца Горьковской области, судьба сложилась типовая, можно сказать среднестатистическая. Алексей Камшилов после окончания лётной школы летом 1943 г проходил обучение на самолетах ИЛ-2 в 34 ЗАП на аэродроме Борки.
22 июня 1943 г при выполнении самостоятельного полета у Алексея в воздухе отказал мотор. Летчик совершил вынужденную посадку в 5 км южнее аэродрома Борки. Самолет ИЛ-2 № 381417 был разбит, пилот не пострадал. 23 июня курсант Камшилов продолжил выполнение учебных полетов на самолёте № 302406 и вновь потерпел аварию из-за отказа мотора. Самолёт также был разбит и списан. Техники полка получили суровое наказание за плохую подготовку самолётов к полётам. Мастерство и хладнокровие летчика спасли его жизнь два раза за два дня.
ЦАМО г. Подольск, Фонд 34 ЗАП, Опись 107478с, дело 2, Приказ № 037 от 25.06.43 г. Вынужденная посадка ИЛ-2 № 381417 22.06.43.г.), Опись 106040, Дело 1, Приказ № 148 от 29.06.43 г. О списании ИЛ-2 № 381417.
В конце июля 1943 г группа летчиков закончила курс обучения на ИЛ-2 и убыла на Ленинградский фронт в состав 999 ШАП (штурмовой авиаполк). Свой первый боевой вылет Алексей Камшилов совершил 19 августа в составе группы ИЛ-2 на штурмовку целей в районе Синявинских высот. Фотосъемка подтвердила выполнение задания.
22 августа Камшилов совершил 2 сложных боевых вылета с ампулами АЖ-2 на полив позиций фашистов фосфором. По инструкции летчик должен зайти на цель и во время штурмовки держать горизонтальный полет не менее 5 сек, иначе можно поджечь свой самолет. В это время самолет являлся идеальной мишенью для зенитчиков. За успешное выполнение заданий Алексей Камшилов получил «Орден Красной Звезды».
17 января 1944 г. после выполнения разведывательного полета Камшилов не вернулся с боевого задания. Был подбит, но сумел посадить машину на своей территории и через несколько дней вернулся в полк.
25 января летчик Алексей Камшилов и стрелок Михаил Медюха в 9.40 вылетели на боевое задание – разведка «на себя» с попутной штурмовкой. При штурмовке колонны автотранспорта противника в районе г. Красногвардейска южнее Ленинграда самолет Камшилова был сбит огнем зенитной артиллерии, загорелся в воздухе и рухнул на землю. Экипаж погиб. Где захоронены их останки не известно. За свою короткую боевую жизнь Алексей Семёнович Камшилов успел совершить 11 успешных боевых вылетов.
ЦАМО г. Подольск. Фонд 999 ШАП, Опись 161178с, Дело 45 Журнал боевых полётов. Обстоятельства и дата гибели экипажа Камшилов А.С., Медюха М."
Теперь есть возможность увидеть, каким он был
30 ноября 1941 года по трагической ошибке зенитчиками (предположительно 212 ОЗАД) защищавшими небо над Иваньковской плотиной был сбит наш бомбардировщик ДБ-3. Предположительно это был самолёт лейтенанта Алисова.
"Состав экипажа самолета 452 ДБАП 26 ДБАД, потерянного 30.11.1941 г.
Алисов Алексей Михайлович, лейтенант, командир звена
Кожедуб Алексей Яковлевич, лейтенант, штурман звена
Маркелов Георгий Маркелович, младший сержант, воздушный стрелок
Репик Антон Кузьмич, младший сержант, воздушный стрелок-радист"
https://trizna.ru/forum/topic/31941-дб-3-на-дне-иваньковского-водохранилища/?page=2
Родственники командира экипажа в своё время приезжали на место гибели. Самолёт упал в водохранилище недалеко от места, где стояла кревская церковь. По ссылке можно посмотреть фотографию командира, которая хранится в семье.
Теперь есть возможность увидеть фотографию штурмана - Кожедуба Алексея Яковлевича
Оказывается про поиски самолёта Алисова в своё время чуть фильм не сняли. По ссылке можно найти ссылку на трейлер этого неснятого фильма
https://trizna.ru/forum/topic/31941-дб-3-на-дне-иваньковского-водохранилища/?page=8
Старший лейтенант Рябоконов Василий Петрович, адъютант командира 46-й авиадивизии. 22 декабря 1941 года утонул вместе с командром дивизии полковником Бурдиным и шофером, возвращаясь на машине из Кимр на аэродром в Борки. Машина провалилсь под лёд. Всех достали и похоронили на кладбище деревни Прислон. Интересно, сохранилась ли до наших дней их могила? Как никак похоронен целый командир дивизии.
А сам памятник в Прислоне? Тот, что раньше у нас на Братских стоял. Он на братской могиле стоит или сам по себе? На каком-то портале я видел карту воинских захоронений в наших местах и за Прислоном там вроде ничего не было записано.
Мне представляется, что в Прислоне памятник стоит сам по себе, символически - в честь погибших земляков. Как у нас на левом берегу в парке Авиастроителей. А по документам военного времени утонувших в машине троих человек (включая командира живизии) похоронили на кладбище деревни Прислон - том что в Клетинском бору.