Просматривая расписание местных речных перевозок 1953 года. Любопытный набор пристаней местного судоходства был на территории нашего будущего города в это время. Четыре пристани на Волге и две на море. Шесть пристаней! Непонятно само расположение пристаней и порядок движения катера по Волге например в Кимры.
Вот например конечная, пристань "Подберезье" - это где? У самой плотины или в северной канаве? Или в Южной?
Где может быть пристань "Большая Волга" на Волге? У самого шлюза?
Пристань Иваньково между Большой Волгой и Кревой - что это? На каком берегу Иваньково может быть ниже по течению, чем Подберезье? На правом? Где Ново-Иваньково? Где нынешний спуск с дамбы к воде у спасалки ИЧ или у будущего Мичуринца, где дома деревни приближались к воде?
Пристань "Дубна"? Ну положим, что это нынешнее Ратмино, иначе я вообще не понимаю, где это. Заметьте, не "Устье р. Дубны", (как в случае Сози или Ламы). И получается, что пристань с таким именем существовала до появления самого посёлка Дубна в 1954 году.
И по морю: От Большой Волги до авиазавода 25 минут хода. В обратном направлении - 15 мин. Имеется в виду плюс посадка высадка? А при возвращении - до касания кромки причала.
Сколько времени занимает шлюзование? Если Большая Волга там где сейчас - в районе Сталина, а Иваньково с другой стороны шлюза, то неужели за 15 минут управлялись?
Подберезье это, возможно, в районе Ленина. Как раз 5 минут, чтобы от Большой Волги (от Сталина) переместится на противоположный берег к Ленину.
И, конечно, интересно было бы взглянуть на аналогичные расписания предыдущих и последующих годов. Вдруг когда-нибудь обнаружатся?
Не-не. Насколько я понимаю по времени: Кимры - Подберезье - это строго по Волге ниже шлюза.
БВ - Устье р. Сози - это строго по морю. Никто никуда не шлюзовался.
Если не шлюзовались, то пристань Подберезье это на левом берегу чуть ниже нового моста. На карте 1941 года там как раз переправа через Волгу. Это единственное место, где прямо к берегу могли подъезжать машины. Соответственно пристань Больша Волга напротив пристани Подберезье. Вероятно, что пристань Иваньково это у Ново-Иваньково. Пристани Крева-Дубна тоже напротив друг друга, поскольку, как и в случае пристаней Подберезье - Большая Волга время пути между ними 5 минут, то есть только-только переплыть с берега на берег. На карте 1941 года у Кревы тоже существует переправа. А пристань Дубна получается находилась где-то напротив конюшни Потекорво.
Вот по вопросу пристаней точные пояснения мне передал Николай Николаевич Прислонов:
"Разъясняю, как человек который поплавал по этому маршруту, что:
До 1953 г. речных перевозок не было и Иваньковский поссовет без конца теребил район по этому поводу. И лишь после вмешательства Калининского облисполкома эта линия перевозок начала действовать. Переписка на этот счет существует в Кимрском архиве.
Остановка "Подберезье" была на левом берегу в районе водозабора. Как таковой пристани не было. Просто катер причаливал носом к берегу. Сбрасывался трап и все выходили.
Пристань "Большая Волга" была в районе шлюза
Пристань Иваньково рядом (левее к нынешнему пляжу ) со спасалкой. Здесь в году 1959 появился дебаркадер. В начале 70-х он перебазировался в район нынешней пристани на Комсомольской набережной. Командовал там вплоть до его ликвидации шкипер А.И. Колгин с женой. Очень интересный человек. Фронтовик, инвалид (не было одной ноги), активный и авторитетный депутат горсовета, лучший шкипер верхневолжского пароходства.
В Креве – останавливался в низинной части напротив бора.
Пристань "Дубна" была в устье р. Дубны (там к стати до 1961-63 гг. на самом мысу была будка бакенщика). Там напротив неё как правило катер и останавливался. Иногда ближе к канаве.
Движение катеров начиналось сразу как спадало половодье. Ну где то в конце апреля. Но на 1 мая катера обязательно ходили. Много плавало жителей деревень - Нутрома, Прислон, Клетино (приходили в Прислон) с продуктами (молоко, сметана, творог, картошка, рыба) , которые продавали или на рынке (был он в квартале между нынешними ул.Вавилова и Ленинградской), возле магазинов ( у «Россиянина» и «Зеленого шума», что на перекрестке Вавилова и Блохинцева) или ходили по подъездам и кричали «Кому молока и т.д….» Многие из Нутрома, Прислона, Кревы ездили на работу в Иваньково и в Ново-Иваньково (жили дома в деревнях). В Ратмино ездили учиться курсанты в училище механизации. Очень многолюдно, особенно в Прислоне, было в выходные , на праздничные дни. Порой не хватало места на катерах и те даже проплывали мимо, но потом возвращались и все таки забирали народ. Из Прислона был еще путь – пешком или на велосипеде через Притыкино. Там был лодочный перевоз (1 рубль старыми, а потом 15 копеек. Плюс 15 копеек велосипед). Зимой ходили пешком через Дубну. Ездили на лошадях. Переход через реку был где сейчас Пьяная поляна. В Ратмино зимой через реку ходили лишь курсанты УСМХ, что жили в Прислоне (местные и некоторые снимали там угол)."
Спасибо Николай Николаевич! Очень интересно! Ощущение совершенно других времён от прочитанного.