Уведомления
Очистить все

Руденко Яков Кузьмич  

  RSS

(@leonid)
Noble Member Moderator
Присоединился: 7 лет назад
Сообщения: 1814
26/01/2019 7:27 пп  

Директор завода №30 в 1940-41 гг.

(род. 1911, город Мелитополь, теперь Запорожской области — ?) — советский партийный деятель, инженер, заведующий отделом оборонной промышленности ЦК КПУ. Депутат Верховного Совета Крымской АССР 1-го созыва. Депутат Верховного Совета УССР 5-8-го созывов. Кандидат в члены ЦК КПУ в 1961 — 1971 г. Член ЦК КПУ в 1971 — 1976 г.

 Киевские самолетостроители (Очерки истории Киевского авиационного завода имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции)

В августе 1947 года главным инженером завода стал Яков Кузьмич Руденко.Сын бедного крестьянина из-под Чернигова, он пятнадцатилетним пареньком переступил порог депо станции Мелитополь. Был учеником, слесарем, ремонтировал паровозы, затем обучал слесарному делу других. Упорно стремился получить среднее образование, в 1931 году закончил рабфак. Тогда же по рекомендации комсомольской ячейки поехал учиться в Харьков, в авиационный институт. Быстро промчались пять лет упорной учебы. В 1936 году получил диплом инженера-механика. В следующем году был принят в члены Коммунистической партии. В довоенные годы Яков Кузьмич работал на заводах юга страны. Молодого и активного инженера трудящиеся избрали в 1938 году депутатом Верховного Совета Крымской АССР.

В период Великой Отечественной войны Я. К. Руденко работал начальником производства на заводе в Центральной части России, изготовлял грозное оружие для борьбы с фашистами. За отличную и бесперебойную работу все труженики завода были награждены медалью «За оборону Москвы». Очень дорожит этой наградой Яков Кузьмич, несмотря на то, что удостоен и других орденов и медалей.  

Многому научился в те годы Я. Руденко, преодолевая трудности, вместе с коллективом добиваясь выдающихся производственных успехов. В труде, в рабочем горниле закалились его воля, характер. Был он человеком разносторонних знаний, открытой и щедрой души, по-партийному прост и справедлив. Люди по-настоящему полюбили его, поверили ему, ибо видели: Руденко - не только отличный специалист своего дела, но и умелый организатор, человек, глубоко понимающий нужды и запросы рядовых рабочих.

Для главного инженера наш завод стал самым сложным, самым любимым, а потому и самым важным делом его жизни. Вместе с директором предприятия П. Е. Шелестом он явился зачинателем научной организации труда, таящей в себе неисчерпаемые возможности и резервы улучшения производства. При тогдашнем техническом уровне машин, станков и энергоснабжения это было нелегко.

Но кто сказал, что НОТ применим лишь во времена атомных двигателей и кибернетики! Вся разница была лишь в масштабах, и думающие, талантливые инженеры заботились об умной и наиболее целесообразной организации производства.

Не искал Я. К. Руденко в работе путей легких и проторенных.

До всего ему было дело. Якова Кузьмича волновало, что в цехах тесно и неуютно, что в обед не всегда была горячая пища, что вечером не все могут вовремя уехать домой из-за перебоев в работе транспорта, что мастер нагрубил рабочему. Устранял неполадки сам, не перепоручая это никому, ибо отлично понимал, что невнимание или равнодушие к нуждам рабочего нетерпимо. Видимо, в этом и была причина успеха в руководстве сложной инженерной службой большого авиационного завода.

Я. К. Руденко слыл убежденным сторонником широкого распространения передового опыта. По его инициативе в 1950 году на заводе был создан технический совет, который много занимался этими вопросами. Как председатель его, Яков Кузьмич непосредственно изучал и обобщал методы работы передовиков производства, составлял технические характеристики, оказывал помощь изобретателям, прикреплял к ним инженеров для высококвалифицированной консультации. Часто ему приходилось составлять программы обучения рабочих, подбирать преподавателей, изучать опыт других предприятий. И на все он находил время.

Внедрение новых, передовых достижений теории и практики в производство, рациональное использование оборудования, площадей, материалов, совершенствование технологии и выпуск на ее базе самолетов высшего качества - слагаемые повседневного труда главного инженера. Много. Трудно. Но для Руденко выполнимо - лишь бы содействовало все это техническому прогрессу!

Большое место в деятельности директора, главного инженера и партийной организации занимает поиск новых резервов и возможностей для выпуска большего количества самолетов, для постоянного перевыполнения производственной программы. И потому-то рост производства шел не только за счет ввода в действие новых мощностей, а являлся, главным образом, результатом напряженных творческих поисков всего коллектива, итогом планомерной работы по совершенствованию технологии механизации и автоматизации производства.

Работая в Киеве с первых послевоенных лет, Я. К. Руденко много внимания уделял восстановлению столицы Украины. Он организовывал людей на субботники и сам принимал в них активное участие, заботился о возведении новых зданий. С радостью замечал, как молодеет, разрастается любимый город.

В 1955 году Яков Кузьмич был выдвинут на партийную работу. Его избрали секретарем Октябрьского райкома, затем секретарем Киевского горкома партии. И вот уже много лет он возглавляет один из отделов ЦК КП Украины. Однако связи с заводом, с которым вместе рос и мужал, не порывает.

http://fly-history.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st017.shtml

https://uk.wikipedia.org/wiki/Руденко_Яків_Кузьмич

 

Нагороди

 


Цитата
Поделиться: