Керосинка (без защитной крышки и бачка для горючего), 1946 год. Фотография Томаса Циглера, город Галле.
Сокращённый перевод статьи 2016 года в немецкой прессе.
«Принудительное переселение в 1946: Сотрудники фирмы Зибель авиазавода в городе Галле в Советском Союзе
В постоянной выставке городского зала музея находится, на первый взгляд, неприметное устройство, керосинка. Речь идет о свидетеле исторического события, которому в этом году исполняется 70 лет. Как можно понять по бирке производителя, кипятильник производился в 1946 в советском городе Горький (так с 1932 по 1991 назывался Нижний Новгород). Документы на этот предмет, находящиеся в городском музее, говорят, что он попал сюда в 1983 из семьи Пройсса. Керосинка куплена в 1946 в СССР, а затем также использовалась в ГДР. При этом подробности этой истории оставались тогда в тайне, поскольку в ГДР запрещалось распространяться о принудительном переселение так называемых «специалистов» с их семьями и домашним имуществом из Советской оккупационной зоны (SBZ) в СССР в 1946. В это число входили также сотрудники фирмы Зибель авиазавода в Галле. Это принудительное переселение происходило в рамках возмещения Советскому Союзу последствий Второй мировой войны, а также общей конкуренции между Советским Союзом и ее бывшим союзником вокруг немецкого ноу-хау. Так американцы вывезли уже летом 1945 года – в так называемом «Abderhalden-Transport» — крупнейших ученых города Галле в западные зоны оккупации, прежде чем район города заняли советские.
Центральная Германия — центр высокоразвитого немецкого авиастроения и поэтому она была сильно затронута после окончания войны демонтажем и принудительным переселением. Фирма Зибель переводилась в Советский Союз в Опытное конструкторское бюро 2 (OKB 2) в Подберезье, расположенное примерно в 120 км на север от Москвы. Свидетельница вспоминает, что перевод предприятия происходил настолько добросовестно, что упаковывались даже письменные столы с листками для заметок, карандашами и личными вещами. Дочери, работающего на фирме Зибель с 1939 года конструктора было 17 лет, когда она прибыла с отцом, матерью и братом, старше её на 2 года, в Подберезье. Ее школьное обучение закончилось тем, что она отныне также работала в качестве лаборантки в OKB.
Вид керосинки вызывает ее воспоминания о трудной акклиматизации в Подберезье:
Ситуация со снабжением была плохой, немцам пришлось ориентироваться на местные традиции в повседневной жизни и в потребительских привычках. Печи для обогревания, а также приготовления пищи и выпечки в деревянных домах, в которых разместили часть «Зибельчан» вызывали значительные сложности. Они расходовали большое количество древесины, которая распределялась только зимой и доставлялась в обледенелом виде. Керосинка, подаренная городскому музею, применялась не только для трапезы, но и для кипячения белья, что требовало определённой сноровки. В то время как на работе немцы и советские сотрудничали, в свободное время это было нежелательно. Немцы существовали автономно в соответствии со своими культурными и социальными традициями. В тоже время, как вспоминает фрау Христенлере, богослужения были запрещены. Отмечание Рождества стало возможным только, после того, как возмутились немецкие руководители.
С 1950 года «специалисты» с их семьями смогли постепенно уезжать в ГДР. Семья Пройсс оказалась в числе последних. Мать с детьми вернулась в Галле в 1953 году, отец на год позже. До тех пор пока ГДР и Советский Союз существовали, возвратившиеся на родину не могли говорить, что случилось с ними в «братской социалистической стране». Только после этого они могли публично выражаться. Одновременно научная исследование наступало при открытии архивов».
http://www.kulturfalter.de/magazin/stadtgeschichte/april-2016-zwangsumsiedlung-1946/
Современный фото взгляд на наш город, пропущенный через семейные воспоминания внучки немецкого специалиста работавшего в Подберезье. Перевод приблизительный,поэтому какие-то оттенки языка могут быть упущены.
"Музей вашей памяти"
В октябре 1946 несколько 1000 немецких специалистов-самолётостроителей с их семьями перемещались в сталинский Советский Союз, чтобы работать для русской авиапромышленности. Это переселение было частью немецких репараций после Второй мировой войны. Специалисты жили с их семьями несколько лет вблизи от Москвы, прежде чем они могли возвращаться в Германию. Некоторые из них никогда не вернулись назад. Мои бабушка и дедушка жили с их 4 детьми 8 лет в деревне Подберезье. Я отправилась туда в поисках их воспоминаний. То, что я нашла , было моей собственной действительностью – независимой от прошлой действительности и искажений СМИ, но, возможно, обладало своей собственной правдой.
"Музей вашей памяти" объединяет мои фотографии современного Подберезья с кадрами пропагандистского фильма на русском языке о Сталинской эпохе".
Сами снимки и оригинал этого текста на немецком языке по ссылке.
http://www.ulrike-schmitz.com/Museum-Deiner-Erinnerung
Вот такие мы их глазами.
Ну, нормально. И зимой была, и осенью.
Каждый видит своё. Что там выросшие в Подберезье родители в голове заложили. Молодец, на море зимой сходила - не поленилась. Я когда в Инете смотрю видеозаписи и снимки современной разрухи из мест, где служил в ГДР, тоже думаю: нафига немцы это себе просили, если за 30 лет ничего не убрали (или не восстановили).
По ссылке приведена статья Райнера Аппельта, руководителя Дрезденской секции (не знаю чего), о докладе Конрада Ойлица, прозвучавшем на этой самой секции 9 июня 2016 года.
Докладчик, сын Йоханнеса Ойлица (нем.- Johannes Eulitz (1912-1966)), провёл вместе с семьёй 5 лет в Подберезье...
http://www.freundeskreis-luftwaffe.de/index.php/nachrichten/122-spezialisten-in-udssr
В статье, как я понял, излагаются в целом известные из русскоязычных публикаций факты о пребывании немецких специалистов и их семей в наших местах после войны. Отдельно можно отметить краткую биографию Йоханнеса Ойлица. Кроме того стоит обратить внимание на упоминание больших социальных трений между местными, жившими в большой нужде, и немцами. Но, по мнению докладчика, главной тяжестью пребывания в Советском Союзе было ни это, а полная неизвестность о своём будущем.
Bild 1: Wohnhaus deutscher Spezialisten in Podberesje, Quelle Motsch/Eulitz (Фото 1: Жилой дом немецких специалистов в Podberesje, источник Motsch/Eulitz)
Конечно, все узнали дом, построенный ещё до войны, где располагался "немецкий магазин", на перекрёстке современных улиц Ленина и Макаренко.
Bild 2: Familie Eulitz in Podberesje, Quelle Eulitz (фото 2: Семья Ойлицев в Подберезье, Источник - домашний архив Ойлицев)
Судя по этой базе данных http://german.minot.ru/html/german/special/1_e.html
семья Ойлицев жила на Пионерской, 30. На схеме Вокке я их дом не нашёл. Кроме того, у Вокке Пионерской названа современная улица Карла Маркса. Так ли это было на самом деле в те годы - я не знаю.
Конрад Ойлиц (Foto: D. Otto). Один из тех трёх мальчиков на верхней фотографии.
https://ig-luftfahrt152.jimdo.com/2015/09/10/unser-monatstreff-im-mai/
ШМИДТ-ШТИБЕЦ ГЕРМАН (нем.- SCHMIDT-STIEBITZ HERMANN )
Место и дата рождения: г. Берлин 1911
Образование: высшее, техническая школа
Семейное положение: женат
Члены семьи:
жена - Шмидт-Штибец Катерина (г. Берлин 1913)
дочь - Шмидт-Штибец Барбара (г. Дессау 1941)
сын - Шмидт-Штибец Юрген (г. Дессау 1943)
сын - Шмидт-Штибец Пэтер (г. Дессау 1945).
Родственники в Германии:
сестра - Тиль Вальгеонна г. Безинталь
брат - Тид г. Мансинбург
брат - Бернард в плену.
Место работы: опытный завод № 1, ОКБ-1. Должность: ведущий конструктор.
Местожительство в СССР: пос. Подберезье, Калининская область, ул. Ленина 37/11
http://german.minot.ru/html/german/special/1_s.html
Доктор технических наук Герман Шмидт-Штибиц (24.5.1911) изучал авиастроение в родном Берлине до 1936. Затем проходил лётную подготовку. С 1937 работает на фирме «Юнкерс». С 1946 по 1953 в СССР. В 1953-54 работает на корабельных верфях около Дессау. С 1955 в Аахене - главный инженера на кафедре судостроения.
АЙКЕЛЕ КАРЛ (нем. - AIKELE KARL)
Место и дата рождения: г. Ройглинген, Вюртенберг 1900
Образование: высшее техническое
Семейное положение: женат
Члены семьи:
жена - Айкеле Хильдигарда (г. Штутгардт 1902)
дочь - Айкеле Мехтильда (г. Дессау 1931)
сын - Айкеле Эбергард(г. Дессау 1934)
дочь - Айкеле Иртгард (г. Дессау 1936)
дочь - Айкеле Бригитта (г. Дессау 1938).
Родственники в Германии:
сестра - Фишбах Анна, г. Райтманген французская зона оккупации.
Место работы: опытный завод №1. Должность: ведущий инженер
Местожительство в СССР: пос. Подберезье, Калининская область, Новостройка, Первомайская ул. дом 30
http://german.minot.ru/html/german/special/1_a.html
Дипломированный инженер Карл Айкеле (12.9.1900) поступил на фирму «Юнкерс» в 1927 г. С 1930 (после ухода Гюнтера Бока) Карл Айкеле принимает руководство над всем отделом статики. Главный инженер-статик на всех типах «Юнкера» до 1945 г. После 1945 г. принимал активное участие в восстановлении мостов в Дессау, чтобы устранять последствия войны. Вместе с Бруно Бааде вернулся на «Юнкерс», где руководил отныне лабораторией прочности в Дессау. Затем возглавлял лабораторию прочности в Подберезье и Дрездене. После 1961 в институте тонкостенных конструкций.
БАКГАУЗ ГЕОРГ (нем.- BACKHAUS GEORG)
Место и дата рождения: г. Острово, 1910 г. Образование: высшее техническое, доктор наук.
Семейное положение: женат.
Члены семьи:
жена - Бакгауз Бригитта (г. Данцинг 1914)
сын - Бакгауз Эберхард (г. Дессау 1940)
сын - Бакгауз Кристов (г. Дессау 1942)
дочь - Бакгауз Генрика (г. Дессау 1943).
Родственники в Германии:
отец - Бакгауз Иоган г. Гекетер
мать - Вайскамп Эмми г. Гекетар
Место работы: опытный завод № 1, ОКБ-1. Должность: заместитель начальника бюро новых проектов - главный аэродинамик.
Местожительство в СССР: пос. Подберезье, Калининская область, улица Советская ул. 13/2
http://german.minot.ru/html/german/special/1_b.html
Доктор Георг Бакгаус (22.10.1910) до 1937 года работал ассистентом профессора Вильгельма Гоффа. С 1938 г. работал на фирме «Юнкерс». С 1941 г. на фирме «Мессершмитт». До 1954 г. в СССР. В 1956 г. нештатный профессор в Дрездене. До 1961 г. в авиационной промышленности ГДР. После этого штатный профессор технической механики в Дрездене.
РАУШЕН ВИЛЬГЕЛЬМ (нем.- RAUSCHEN WILHELM (RAUSCHENBACH))
Место и дата рождения: г. Махдендург 1909 г. Образование: техническая школа.
Семейное положение: женат. Члены семьи:
жена - Раушен Марта (г. Дюсельдорф 1911)
сын - Раушен Манфрет (г. Галле 1937)
сын - Раушен Гельмут (г. Галле 1940)
сын - Раушен Эргарт (г. Галле 1944)
дочь - Раушен Кизела (п. Подберезье 1947).
Родственники в Германии:
мать - Раушен Элизавета, г. Галле
брат - Раушен Гундо, г. Галле
сестра - Раушен Кристель, г. Галле
сестра - Хайнц Иоганна г. Галле.
Место работы: опытный завод N1, ОКБ-2. Должность: начальник бюро проектирования.
Местожительство в СССР: Калининская область, пос. Подберезье, ул. Ленина 20/5
http://german.minot.ru/html/german/special/1_r.html
Фрагмент интервью с Раушеном записанного 14 мая 1987 года. Фотография, вероятно, сделана тогда же.
Вильгельм Раушен: Василий Сталин часто бывал в Галле в 1946, но после того, как все были перемещены в СССР, он не замечался больше так часто. Я думаю, что это быстродействующий Совет. R&D исследование было обработано двумя советскими профессорами. Эти два профессора часто приезжали в ОKB-2.
Давид Мира: Как звали этих профессоров? Вы знали гражданского российского чиновника авиации в Podberesje по имени Александр Я. Березняк?
Вильгельм Раушен: Я не помню имён этих двух профессоров, но я действительно помню русского по имени Березняк. Я разговаривал с Василием Сталиным. У меня никогда не будет снова чистых рук, потому что в прошлом я также обменивался рукопожатиями и разговаривал с Удетом, Лухтом и другими высокопоставленными нацистскими генералами.
Давид Мира: Я разговаривал с Вашим хорошим другом Мотчем.
МОТЧ ГАЙНЦ (нем. - MOTSCH HEINZ)
Место и дата рождения: г. Ютрасбург 1915 г. Образование: высшее, техническая школа.
Семейное положение: женат. Члены семьи:
жена - Мотч Рената (1917)
сын - Мотч Ганс-Ульрих (г. Галле 1943)
сын - Мотч Томас (п. Подберезье 1947).
Родственники в Германии:
мать - Гильда г. Галле.
Место работы: опытный завод N1. Должность: начальник отдела, шеф - пилот
Местожительство в СССР: пос. Подберезье, Калининская область, Ленина 20/5
Он говорил мне, что много раз общался с Василием Сталиным в Галле и позже в OKB-2. Василий хотел знать, достаточно ли там у немцев продуктов питания. Плюс Василий Сталин спрашивал у Мотча - знает ли он где можно найти Ойгена Зангера?
Об Ойгене Зангере см. https://en.wikipedia.org/wiki/Eugen_Sänger
Вильгельм Раушен: Да, это правда. Даже в СССР мы, немцы, были очень привилегированными людьми. Даже при том, что мы проиграли войну, нас все рассматривали очень хорошо. Я вспоминаю, что моя семья получала продовольственную норму генерала в СССР. Например, мы получили приблизительно 60 яиц в месяц в дополнение к мясу и маслу. У немцев был наш собственный специальный магазин, где мы могли купить еду и другие товары. Этот магазин хорошо снабжался товарами, которые не могли получить обычные русские. Если бы я был русским, мне бы это очень не понравилось. Но российские чиновники очень жестки к своим собственным людям.
Давид Мира: Вы помните, как Цизе совершил его полет на изделии 346 в 1952?
О проекте 346 https://en.wikipedia.org/wiki/DFS_346
Вильгельм Раушен: Нет. Меня уже отослали назад в Германию в сентябре 1950.
Давид Мира: Может быть Вы когда-нибудь слышали о том, что пошло не так в полёте Цизе?
Вильгельм Раушен: Нет, я действительно не знаю то, что вызвало катастрофу. Это, возможно, произошло из-за статической ошибки… Человек, ответственный в СССР, потерпел неудачу, потому что, если бы я, Раушен, был там, я советовал бы Цизе подниматься почти вертикально, пытаясь достигнуть одного Маха… Между прочим, с Цизе уже случалось лётное происшествие в 1949 году, в котором он только сломал челюсть.
Давид Мира: Кто был по 346-му «полётным лидером» в Podberesje?
Вильгельм Раушен: Я, пока не был отослан домой в сентябре 1950.
Ещё примечательный кусочек из интервью с Раушеном. В разговор вступает его жена.
Фрау Раушен: (Мы смотрим на некоторые фотографии сделанные в Подберезье из их семейного альбома). Это высотное здание - жилые помещения для немцев. Они были построены американцами в 1930-е. На самом деле завод в Podberesje был построен американцами. После того, как мы прибыли, русские семьи были вынуждены покинуть несколько зданий, которые существовали в Podberesje. Советские войска просто выбросили русские семьи, и немцы заселились. Плюс русские должны были помочь нам поставить нашу мебель. Мы не знаем, где эти семьи жили позже. Они были фактически выгнаны на снег.
Семья Харальда Янке в Подберезье.
http://industriesalon.de/en/events/looking-back/328-vorankuendigung-dezember-2013
Статья "Ehemals Verschleppte trafen sich" в "Amtsblatt" №12 за декабрь 2016 года о трёхдневной встрече более чем 200 мужчин и женщин, приехавших в Дессау не только со всей Германии, но и из США, Швейцарии, Нидерландов, Англии по поводу 70-летия их высылки в СССР 20 октября 1946 года. Тогда "многосуточная поездка в простых пассажирских вагонах привела их семьи в Подберезье, сегодняшнюю Дубну, одну маленькую деревню в 120 км к северу от Москвы"
В центре бывший бургомистр Дессау Ханс-Георг Отто. На снимке можно разобрать подпись "Встреча одноклассников. 1 класс. Подберезье. 1949"
http://www.dessau.de/Publications/2381/AB_12_16.pdf
В электронной подшивке немецкой газеты "Zeit" (Время) за 1956 год можно найти большую статью "Угнанные в ночи и тумане", написанную по рассказам одного из немецких специалистов проживавшего в Подберезье. Статья публиковалась в трёх номерах издания: 1, 15 и 22 ноября 1956 г.
http://www.zeit.de/1956/44/verschleppt-bei-nacht-und-nebel
http://www.zeit.de/1956/46/verschleppt-bei-nacht-und-nebel
http://www.zeit.de/1956/47/verschleppt-bei-nacht-und-nebel
Вот какими предстали наши места немецким переселенцам:
"Podberesje лежало на Московском море - водохранилище на Волге. На корабле можно было добраться до Москвы. Населённый пункт состоял из двух частей - рыбацкого поселка и деревни из бараков. В каждой отдельной комнате вместе проживала вся русская семья не только с чадами и домочадцами, но и со всем скотом, с гусями, курами и свиньями".
В 1946 году немецких авиационных специалистов вместе с семьями вывозили не только к нам в Подберезье (Podberesje), но и в другую точку на Волге - в посёлок Управленческий под Куйбышевым (Самарой). Сами немцы называли место своего проживания Упра (Upra). Об этом очень много написано. В целом жизнь немецких поселений Podberesje и Upra со всеми горестями и радостями схожа до мелочей. В конце своего пребывания в Советском Союзе часть специалистов из Подберезья и Упры воссоединились на заводе в Савелово.
http://chronograph.livejournal.com/248540.html
Несколько лет назад один из детей немецких специалистов (Friedemann Singer) из посёлка Управленческого (Upra) опубликовал книгу о свой жизни, о своей семье.
"Als Lebende Reparation an der Wolga 1946 - 1950: Der Sohn eines Spezialisten"
Сам Фридман (1927 года рождения) успел повоевать в конце войны (1944-45), побывал в плену у англичан, а затем вместе с отцом, инженером "Юнкерса", и другими членами семьи оказался в СССР под Куйбышевым. В 1950 году семья вернулась на родину, а менее чем через год, 18 сентября 1951 года, отец Фридмана - инженер Генрих Зингер был арестован советскими солдатами на рабочем месте по неизвестной сыну причине и затем казнён.
Эта история, в контексте подберезских немцев, интересна тем, что вместе Зингером был арестован его студенческий друг, который также ранее работал в Дессау на "Юнкерсе" - Юстас Мутрай и его брат-близнец Хорст Мутрай.
Информацию на Юстаса Мутрая можно найти в базе данных на немецких специалистов, работавших в Подберезье.
МУТРАЙ ЮСТУС (нем. - MUTTRAY JUSTUS)
Место и дата рождения: г. Гредиц 1898. Образование: высшее техническое. Семейное положение: женат
Члены семьи:
- жена - Мутрай Гизелла (г. Дессау 1907)
- сын - Мутрай Гетте (г. Дессау 1943).
Родственники в Германии:
- сестра - Гардер Мария г. Юбег.
Место работы: опытный завод N1, ОКБ-1. Должность: инженер - расчетчик.
Местожительство в СССР: Калининская область, пос. Подберезье, Советская 13/2
Из троих арестованных в живых домой в 1956 году вернулся только Юстас Мутрай. Его, в отличии от брата и Генриха Зингера, не казнили, а приговорили к длительному сроку заключения. Что ему пришлось испытать за это время Юстас не рассказывал даже своей жене.